logo
FP_-_Voprosy

Правовое положение Федерального казначейства.

Для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ «О Федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 г. № 1556 создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ.

Федеральное казначейство включает:

а) Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ;

б) территориальные органы Федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Федеральное казначейство в соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

Органы Казначейства осуществляют следующие главные задачи:

а) организация и осуществление контроля за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;

б) регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

в) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление ими;

г) сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету Российской Федерации, о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;

д) управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

е) разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету Государственной казны РФ.

В целях укрепления бюджетной дисциплины Казначейство при осуществлении финансового контроля наделено следующими правами:

— производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, основанных на любых формах собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств бюджета Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;

— получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства бюджета Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетные средства;

— требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения бюджета Российской Федерации, контролировать их устранение;

— открывать счета для зачисления и выдачи средств в Центральном банке РФ, его учреждениях на местах, других кредитных организациях;

— приостанавливать операции по счетам предприятий, включая банки, использующих средства федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральные внебюджетные средства, в случаях непредставления или отказа предъявить органам Казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием этих средств;

— изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения бюджета Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и совершения операций с внебюджетными средствами;

— выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, средств этого бюджета, направленных в государственные федеральные внебюджетные фонды или федеральных внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятие штрафа в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ;

— налагать на кредитные организации штраф при несвоевременном исполнении ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета, в государственные федеральные внебюджетные фонды либо средств из федерального бюджета и этих фондов на счета получателей в соответствующие кредитные организации в размере действующей в банке, допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов; вносить в ЦБ РФ представление о лишении кредитных организаций лицензий на совершение банковских операций.

Суммы санкций зачисляются в доход бюджета Российской Федерации или в государственные внебюджетные фонды. Взыскание сумм санкций производится налоговыми органами в 3-дневный срок.

Порядок и сроки проведения ревизий казначейства определяются Правительством РФ.

Кроме того, в соответствии с Положением «О Федеральном казначействе Российской Федерации», утвержденным Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864, органам Федерального казначейства предоставлено право применять штрафные санкции к юридическим лицам, допустившим нецелевое использование средств федерального бюджета.

Штрафные санкции применяются к хозрасчетным предприятиям и организациям, а также учреждениям, финансируемым из федерального бюджета, допустившим нецелевое использование бюджетных средств. Суммы штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета подлежат зачислению в доход федерального бюджета.

При нецелевом использовании бюджетными учреждениями средств орган Федерального казначейства засчитывает эти средства в счет последующего финансирования с уведомлением об этом соответствующего департамента Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ведомств Российской Федерации.

При нецелевом использовании средств федерального бюджета хозрасчетными предприятиями и организациями эти средства следует восстановить в федеральный бюджет или зачесть в счет последующего финансирования с уведомлением соответствующего департамента Министерства финансов РФ и соответствующих отраслевых министерств и ведомств Российской Федерации об изменении финансирования.

Руководители предприятий, организаций и учреждений, допустившие нецелевое использование средств федерального бюджета, могут быть привлечены к материальной ответственности в гражданско-правовом и административном порядке.

Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ выполняет следующие функции:

— организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и финансовое исполнение государственных федеральных внебюджетных фондов исходя из принципа единства кассы;

— руководит работой территориальных органов Федерального казначейства;

— доводит до территориальных органов Федерального казначейства размеры ассигнований из федерального бюджета по обслуживаемым ими территориям;

— ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

— организует распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, передает в местные бюджеты отчисления от поступления по государственным налогам и доходам;

— управляет доходами и расходами федерального бюджета и другими централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства РФ, распоряжается средствами на соответствующих счетах в банках (кроме средств государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств), осуществляет операции с этими средствами;

— организует осуществление взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

— регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом и государственными федеральными фондами, организует контроль за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;

— организует и осуществляет:

а) краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование направлений и использования средств федерального бюджета, других централизованных финансовых ресурсов;

б) учет операций по движению средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах Казначейства;

в) сбор, обработку и анализ информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

— по поручениям Правительства РФ и Министерства финансов РФ осуществляет другие операции со средствами федерального бюджета, другими средствами, находящимися в ведении Правительства РФ;

— организует работу территориальных органов Казначейства по контролю за исполнением федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов, за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;

— управляет государственным внутренним и внешним долгом совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками, а также обслуживает его, организует и осуществляет размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ;

— организует и ведет операции по учету государственной казны.

По городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах органы Казначейства выполняют следующие функции:

— осуществляют бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета, финансовое исполнение государственных федеральных внебюджетных фондов, контроль за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;

— обеспечивают целевое финансирование предприятий за счет средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и целевое использование федеральных внебюджетных средств;

— обеспечивают полный учет распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

— осуществляют распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, производят отчисления от поступлений по государственным налогам и доходам в местные бюджеты;

— осуществляют операции со средствами федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральными внебюджетными средствами;

— осуществляют кассовое планирование средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств и направлений их использования;

— контролируют своевременность совершения операций и целевое направление использования средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

— осуществляют по представлению Министерства РФ по налогам и сборам возврат в федеральный бюджет излишне изысканных и уплаченных налогов и других платежей;

— осуществляют учет операций по движению средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах органов Федерального казначейства, обслуживающих соответствующую территорию;

— осуществляют сбор, обработку и передачу вышестоящим органам Казначейства информации и отчетов об исполнении доходов и расходов федерального бюджета, о финансовом исполнении государственных федеральных внебюджетных фондов, поступлении и использовании федеральных внебюджетных средств;

— осуществляют отдельные операции по поручению вышестоящих органов Казначейства.

Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений:

— по организации исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

— по исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

— по осуществлению предварительного и текущего контроля за исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

— по составлению отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

— по осуществлению операций со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

— по составлению отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Кроме того, Федеральное казначейство осуществляет и следующие бюджетные полномочия:

— составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;

— представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;

— устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

— открывает и закрывает в ЦБ РФ и его учреждениях, а также в уполномоченных кредитных организациях счета для зачисления и выдачи бюджетных средств;

— открывает и закрывает лицевые счета главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета других получателей бюджетных средств;

— обладает правом требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств федерального бюджета и других сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием средств федерального бюджета;

— получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных внебюджетных фондов;

— направляет представления главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, ЦБ РФ и его учреждениям, кредитным организациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и осуществляет контроль за их устранением;

— приостанавливает операции по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

— взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получателей средств федерального бюджета бюджетные средства, используемые не по целевому назначению;

— взыскивает со всех счетов бюджетные средства, выданные в форме бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджетными ссудами, бюджетными кредитами;

— налагает на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в пределах своей компетенции;

— ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета;

— осуществляет другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.

При осуществлении своих функций федеральное казначейство несет ответственность за:

— правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;

— финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий;

— полноту и своевременность перечисления и зачисления бюджетных средств на счета их получателей;

— своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

— своевременность доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах обязательств бюджета до получателей бюджетных средств; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;

— осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями;

— исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4