logo
FP_-_Voprosy

Финансово-правовые отношения: понятие, виды, особенности. Защита прав субъектов финансовых правоотношений.

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах обеспеченные государством предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов.

Финансовое правоотношение характеризуется сложным составом и состоит из трех элементов: субъекта, объектов и содержания.

Субъекты – это участники финансового правоотношения (физические лица, организации).

Объект – это то, ради чего люди вступают в финансово-правовые отношения (материальные и духовные блага, доход, прибыль и т. д.).

Содержание – это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.

Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения.

Общим в финансовых правоотношениях является то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения; правоотношение имеет двусторонний характер и представляет собой связь управомоченной и обязанной сторон; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; находятся под охраной государства.

Финансовые отношения отличаются от иных правоотношений тем, что они:

1) возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является государство в лице органа государственной власти или управомоченного органа (финансовый орган, кредитное учреждение);

3) являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер;

4) юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

Эти отличительные черты, рассматриваемые в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют цель не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований регулируется нормативными правовыми актами. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.

Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:

1) бюджетные;

2) налоговые;

3) в области страхования;

4) кредита (государственного и банковского);

5) расчетов, регулируемых финансовым правом;

6) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;

7) контрольные.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.

Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.

В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежа-51 щих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными. Первые возникают на основе материальных норм финансового права и выражают правовой статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства или муниципальных образований. Процессуальные финансовые правоотношения отражают юридическую форму аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, являются вторичными и гарантирующими (обеспечивающими) относительно материальных правоотношений.

По субъектам финансового правоотношения, возникающего между:

• органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;

• вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

• предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

• финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

• финансовыми органами и гражданами;

• самими финансово-кредитными органами.

По структуре их юридического содержания – на простые и сложные;

По своему объекту – на имущественные и неимущественные;

По юридическому характеру взаимоотношений участников – на вертикальные и горизонтальные;

По форме проявления – на двусторонние и многосторонние.

1. Понятие субъектов финансового права;

Участники финансовых правоотношений именуются субъектами финансового права. Финансовое правоотношение устанавливается между физическими и юридическими лицами. Поэтому в качестве субъектов гражданских правоотношений могут выступать отдельные индивиды, определенные коллективы людей и в конце концов само государство. Кстати следует добавить, что в финансовых правоотношениях могут быть завязаны как внутренние физические и юридические лица (резиденты), так и иностранные (нерезиденты) в качестве субъектов финансовых. Их статус определяется законом. Государство – как субъект финансового права выступает в качестве сборщика налогов и других обязательных платежей, в качестве кредитора или другого источника финансирования и т.д. Также следует отметить наличие не индивидуальных и индивидуальных субъектов финансовых правоотношений. Не индивидуальные субъекты финансового права – это организации. Они являются субъектами финансового права в области государственного и банковского кредита, налогообложения, страхования и т.д. Индивидуальные субъекты финансового права – это граждане. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательственными платежами, поступающими в распоряжение государства. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, повышающий установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения и по другим поводам – в связи с участием в самообложении, в государственных денежно-вещевых лотереях, в области государственного и банковского кредита, государственного страхования. Что касается иностранных лиц без гражданства, то законодательство определяет, в каких случаях они являются субъектами финансовых правоотношений.

2. Порядок защиты прав и законных интересов участников финансовых общественных отношений;

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительных работ. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов правил вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.). Важно, чтобы в соотношении этих методов противоречивость принадлежала методу убеждения; такая последовательность свойственна высокому уровню правосознания, к которому область финансов в условиях перехода к рыночным отношениям предъявляет повышенные требования. Вместе с тем, еры государственного принуждения являются неотъемлемым элементом механизма правового регулирования финансовых отношений, как и любых других общественных отношений. Следовательно, использование мер государственного принуждения необходимо и в случаях возникновения потребностей в защите либо в восстановлении нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права. Это относится ко всем видам субъектов – государству, административно-территориальным образованьям, гражданам, государственным и местным органам власти, предприятиям, организациям, учреждениям. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок, что в настоящее время является общим правовым правилом. Естественно, что содержание их в области финансовых правоотношений имеет свои особенности. Следует заметить, что до 90-х годов преобладал административный порядок защиты прав субъектов финансового права. Судебный порядок применялся в основном при защите интересов государства в целях взыскания налогов, не внесенных в установленные сроки. Гражданин же свои права защищал в административном порядке. Латвийское законодательство с тех пор расширило сферу применения судебного порядка применительно ко всем субъектам финансового права. При этом в финансовых отношениях действуют оба названных порядка защиты прав, а разрешение дела в административном порядке не исключает возможности обращаться при не удовлетворяющем исходе в суд или арбитраж.

3. Административный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений;

Административный порядок защиты действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанного с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его применения в этом случае вызвана необходимостью оперативных действий в области финансов. Однако он по прежнему предусмотрен и в случаях защиты прав граждан в этих отношениях при возможности их обращения в суд. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при внесении решения соответствующими государственными органами (помимо судебного разбирательства). Например, при защите прав государства на получение налоговых платежей – бесспорный порядок взыскания их с предприятий, организаций, учреждений по распоряжению органов государственной налоговой службы при не внесении платежей в срок; тот же порядок взыскания платежей, не внесенных в государственные внебюджетные фонды, и целевых субвенций, выделяемых в нижестоящие бюджеты или внебюджетные фонды вышестоящими органами при нарушении условий использования на основании решений этих органов и т.д. В денежно- кредитной сфере Банк Латвии в целях защиты интересов клиентов в одностороннем порядке вправе повысить нормы обязательных резервов коммерческих банков, депонируемых в нем. В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вытекающие из рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности и, во-вторых, обратиться в суд или арбитраж. Оба порядка защиты прав указанных субъектов в области финансовых отношений могут быть использованы и в других случаях их нарушения.

4. Судебный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений;

В финансовом законодательстве последнее время особое внимание уделяется праву на судебную защиту. Так по законодательству Латвии представительным и исполнительным органам власти и органам местного самоуправления гарантируется судебная защита этих прав – они могут обратиться в районные и окружные суда. Закреплено также право Банка Латвии обращаться в суды с исками о признании недействительными актов государственной власти и органов местных самоуправлений. В финансовых правоотношениях государства с участием граждан также действует административный и судебный порядки защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка который имеет конституционную основу. По Конституции Латвии, в разделе о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами ЛР обращаться в международные органы по защите прав. На основании законодательства Латвии можно обжаловать решения суда. К таким действиям (решениям) отнесены единоличные и коллегиальные действия (решения). Помимо всего вышесказанного в законодательных актах, регулирующих финансовую деятельность государства, могут особо закрепляться полномочия граждан по обжалованию в суд принятых в данной сфере решений государственных органов. Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, то есть использовать административный порядок защиты. Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав гражданства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций и т.д.). Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб – возмещению. Эта норма имеет конституционную основу.

1. Роль Конституционного суда в защите прав субъектов финансовых правоотношений

Ролью Конституционного суда в защите прав субъектов финансовых правоотношений выступает судебный контроль за соблюдением конституционных прав, т.к. содержание законов, регулирующих нашу жизнь не должны идти в разрез с конституцией. У нас в Латвии Конституционный суд был создан и начал свою работу с 1996 года, в функции которого входит контроль за соблюдением Конституционных норм. Следует отметить, что в период посттоталитарных реформ конституционные суды начали учреждаться в странах Восточной Европы. В СССР времен перестройки Комитет конституционного надзора был скорее одной из модифицированных имитаций государственно-правовых форм, чем реальным гарантом конституционных прав и свобод. Напротив, Конституционный суд Российской Федерации, учрежденный в 1991 г., уже в одном из первых постановлений продемонстрировал свои возможности в деле защиты конституционных прав и свобод, в частности, он признал законодательство и обыкновение правоприменительной практики, ограничивающее право граждан на судебную защиту по делам о восстановлении на работе, не соответствующими Конституции". Однако пока еще не представляется возможным делать какие-либо выводы о практике этого суда как в России так и в Латвии.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4