logo search
084324_2668D_shpory_po_finansovomu_menedzhmentu

45. Эффект операционного рычага, предпринимательский риск

Классификация затрат

Суммарные затраты предприятия – это как производственные, так и непроизводственные затраты. Их можно разделить на основные категории:

Такая классификация позволяет:

1. решать задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет сокращения тех или иных расходов;

2. судить об окупаемости затрат и дает возможность определить «запас финансовой прочности» предприятия на случай осложнения конъюнктуры.

Чем меньше угол наклона графика условно-переменных затрат, тем выгоднее производство. Небольшие переменные расходы на единицу объема продукции связывают с оборотом капитала, а это снижение себестоимости и большая прибыль

Операционный рычаг. Принципы операционного анализа. Расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности предприятия

Операционный анализ – это метод «издержки – объем – прибыль». Этот анализ позволяет выявить зависимость финансовых результатов деятельности предприятия от объемов производства и сбыта и издержек на производство и сбыт. Ключевыми элементами операционного анализа является операционный рычаг, пороговая рентабельность и запас финансовой прочности.

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Пример 1.

Выручка 11 000 +9,1% 12 000 +9,1% 12 000

Условно-переменные затраты 9 300 10 146 10 146

Условно-постоянные затраты 1 500 1 500 +1% 1 515

Прибыль 200 +77% 354 +69% 339

В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяется показатель валовая маржа – результаты от реализации после возмещения переменных затрат.

Таким образом, желательно, чтобы объема валовой маржи хватало на покрытие постоянных расходов и на формирование прибыли. Отсюда следующий показатель – сила воздействия операционного рычага:

Необходимо иметь в виду, что СВОР рассчитывается на определенный объем продаж, изменится выручка – изменится СВОР. Когда выручка от реализации снижается, СВОР более губительно падает, каждый процент снижения выручки дает все большее снижение СВОР. При увеличении выручки, когда точка самоокупаемости пройдена, каждый процент прироста выручки дает все меньший процент прироста прибыли.

На небольшом удалении от порога рентабельности СВОР будет максимальной, а по мере удаления СВОР убывает. СВОР необходима:

  1. при планировании авансовых платежей по налогу на прибыль;

  2. позволяет выработать коммерческую политику предприятия. При прогнозировании снижения выручки от реализации нельзя увеличить постоянные затраты, так как потеря прибыли от реализации будет более многократной из-за слишком большого эффекта операционного рычага;

  3. при уверенности в спросе на свою продукцию, можно не слишком экономить на постоянных затратах.

Таким образом, СВОР характеризует степень предпринимательского риска, то есть связанного с видом деятельности данной фирмы. Чем больше операционный рычаг, тем больше предпринимательский риск.

Порог рентабельности – это такая выручка, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли.

В М = ПЗ + П = ПЗ

Уубытки прибыль

RПОРОГ

Зная порог рентабельности можно рассчитать критический объем производства:

Запас финансовой прочности рассчитывается по формуле:

ЗФП = VPRПОРОГ

Чем выше СВОР, тем меньше ЗФР.

Итак, если у предприятия солидных ЗФР, благоприятное значение финансового рычага при разумном удельном весе постоянных затрат в общем объеме затрат; если у предприятия высокий уровень рентабельности активов, то предприятия весьма привлекательно для банков, кредитов, страховых обществ и других субъектов экономической деятельности.

Предпринимательский риск. Взаимодействие финансового и операционного рычагов.

Связанные с предприятием риски имеют 2 основных источника:

1) неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию, сырье, материалы, электроэнергию могут привести к росту себестоимости и к снижению прибыли на предприятии. Все это связано с предпринимательским риском. Если удельный вес постоянных затрат высок и не снижается в период спада объема производства предпринимательский риск компании увеличивается;

2) неустойчивые финансовые условия кредитования, неуверенность владельцев обыкновенных акций в получении дивидендов – все это приводит к финансовому риску.

Предпринимательские и финансовые риски тесно взаимосвязаны, а, следовательно, тесно взаимосвязаны операционные и финансовые рычаги.

Операционный рычаг воздействует на прибыль до уплаты налога на прибыль и выплаты процентов за кредит. Финансовый рычаг – на чистую прибыль

Рост процента за кредит при наращении финансового рычага оказывает воздействие на операционный рычаг. При этом растет и финансовый, и предпринимательский риск, а, следовательно, падение курса. В этой ситуации финансовый менеджер должен снизить воздействие финансового рычага. По мере одновременного увеличения финансового и операционного рычагов все менее и менее значительно сказывается изменение объема реализации на изменение чистой прибыли на акцию и рассчитывается сопряженный эффект. Уровень сопряженного эффекта рычага равен:

Очевидно, что сочетание мощного операционного рычага с финансовым рычагом может оказаться губительным, так как предпринимательский и финансовый риски взаимно усиливаются.

Таким образом, задача снижения УСР может привести к стратегиям:

              1. высокий уровень финансового рычага (ФР) в сочетании со слабым операционным рычагом (ОР);

              2. низкий уровень финансового рычага (ФР) в сочетании с высоким операционным рычагом (ОР);

              3. умеренными уровнями ФР и ОР.

В самом общем виде критерием выбора одного из этих вариантов служит показатель – максимальная курсовая стоимость акций при достаточной безопасности инвестора, т.е. оптимальная структура капитала – это всегда результат компромисса между риском и доходом, и поэтому финансовые менеджеры должны рассчитывать на максимальный чистый доход на 1 акцию при различных структурах капитала (собственного и заемного). Кроме того, с помощью ОР и ФР можно решить задачу ценовой и ассортиментной политики предприятия.