logo search
polnaya_versia_1

74. Типы руководителей и стили руководства.

Стиль управления– это относительно устойчивая совокупность характерных приемов и методов, используемых менеджером для оказания влияния в процессе управления.

Большинство стилей управления основано на выделении двух характеристик:

•         руководство, ориентированное на производственные задачи (акцентированное внимание на решение проблем производства при игнорировании потребностей персонала);

•         руководство, ориентированное на человеческие отношения(акцентированное внимание на проблемы работников, забота о развитии персонала, регулировании межличностных отношений).

Наиболее широко распространена следующая классификация стилей управления:

1)авторитарный (директивный) - характеризуется централизацией власти в руках руководителя, жестким контролем и ограниченными контактами с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов, команд и наставлений.

2)демократический (коллегиальный) - опирается на коллегиальность, делегирование полномочий, доверие, поощрение инициативы и творчества, сознательность, ответственность, гласность, вовлечение персонала в процесс управления.

3)либеральный (попустительский) – отличается низкой требовательностью, отсутствием контроля, конформизмом, пассивностью руководителя, уклонением от ответственности, предоставлением подчиненным полной свободы действий.

Согласно "решетке менеджмента" выделяют пятьтипов руководителей:

•          1.1. руководитель-"пессимист" - слабое внимание к персоналу и производству;

•          9.1 руководитель-"диктатор" - исключительное внимание производству и невнимание к персоналу;

•          1.9 руководитель-"демократ" - повышенное внимание к персоналу при отсутствии должного внимания производству;

•          5.5 руководитель-"маятник"балансирование на сочетании внимания к людям и производству;

•         9.9 руководитель-"организатор" -полноценная забота о людях и производстве.

Авторы данной теории утверждают, что менеджер должен стремиться развить стиль «9.9». Однако, прежде всего, важна гибкость, поскольку успех руководства обеспечивается не стереотипностью поведения, а действиями, адекватными ситуации.