logo
polnaya_versia_1

6. Дайте характеристику «Одномерным» и «Синтетическим» учениям об управлении. В чем заключается их различие?

Одномерные” учения концентрируют внимание на решении одной из проблем управления: задачи, люди, организация управленческой деятельности. Наиболее известными “одномерными” концепциями являются “научное управление”, разработанное Ф.Тейлором, бихевиористские учения, учения об организации, основоположниками которых являются А.Файоль и М.Вебер, теории “X” и “Y” Д.МакГрегора.

- школа научного управления (1985-1920, связана с работами Ф.Тейлора, Франка Б. Гилбретта и Лилиан М. Гилбретт. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда).

- административная (классическая) школа в управлении (Представители классической школы (1920-1950 - А.Файоль, Л.Урвик, Дж.Муни) имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации). А.Файоль сформулировал принципы управления

1. разделение труда; 2. полномочия и ответственность; 3. дисциплина; 4. единоначалие; 5. единство напр-ий; 6. подчинение личных интересов общественным; 7. вознаграждение персонала; 8. централизация; 9. разделение труда; 10. скалярная цепь; 11. порядок; 12. стаб. раб. места; 13инициатива; 14. корп-й дух.

- школа человеческих отношений и поведенческие науки (Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930-1950) внесли два ученых – М. П. Фоллетт и Э. Мэйо (последний изучил и обобщил проблемы «внимания на рабочих», сформулированные после исследования «Хоторнского эксперимента»). Среди наиболее крупных фигур более позднего периода поведенческого направления (с 1950 г. по н. в.) такие ученые, как К.Арджирис, Р.Лайкерт, Д.МакГрегор, Ф.Гердцберг. Эти и другие крупные ученые изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

- бихевиористские учения предприниматель Фоллет, учение менеджмента, как системное управление, менеджер должен быть признанным лидером опираться на должную власть. Ученый Абрахам Маслоу разработал в 1943 г. т.н. “пирамиду (иерархию) потребностей”: самовыражение; признание; принадлежность; безопасность; физические потребности.

- теории “X” и “Y” Мак Грегором

х-люди, которые не хотят работать

у- люди-трудоголики, основывают работу на опыте

«Синтетические» учения

Питер Дракер (восстановил компании Ford;GeneralElectric) самоуправление, децентрализация. Послевоенный подъем Японской эк-ки. Учение семьSТомас Питер, Роберт Уотерман. Называется так потому что концепции начинаются с «S»: 1. стратегия – планы и действия, фиксированные обяз-а во времени д/достижения поставленных целей. 2. структура; 3. система, вкл. процедуры, процессы протекающие в организации; 4. штатное расписание; 5. стиль – способность управлять людьми и культура; 6. квалификация; 7. ценности.

Теория «Z» Основная отличительная черта этой теории — обоснование коллективистских принципов мотивации. Согласно теории "Z", мотивация работников должна исходить из ценностей "производственного клана", т. е. предприятия как одной большой семьи. Эти ценности необходимо развивать у сотрудников с помощью соответствующей организации и стимулирования отношений доверия солидарности преданности коллективу и общим целям.