37. Дайте характеристику сравнительному анализу ситуационных моделей лидерства.
По-разному в моделях определяется эффективность лидерства. Так, у Фидлера — это уровень выполнения работы, у Херсея и Бланшарда — к этому еще добавляется удовлетворенность работника, а Врум и Яго рассматривают эффективность решения и общую эффективность. По мнению специалистов, модель Врума — Яго в большей степени пригодна для выбора на практике соответствующего стиля руководства группой. Модели Фидлера, Херсея и Бланшарда, Хауза и Митчелла более полезны для повышения индивидуального уровня выполнения работы.
38. В чем заключается влияние власти и влияние лидера?
Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.
Формы власти можно классифицировать так:
1) власть, опирающаяся на принуждение, обоснована верой в то, что руководитель имеет возможность наказывать подчиненного;
2) власть, базирующаяся на вознаграждении, основана на вере исполнителя в то, что влияющий может удовлетворить потребности исполнителя;
3) экспертная власть строится на вере в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность;
4) эталонная власть – власть примера основана на привлекательности черт влияющего настолько, что его примеру хочется следовать;
5) законная власть построена на вере исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания, а долг исполнителя – подчиняться.
Ли́дер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
В психологии приняты различные классификации лидеров:
по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы.
Различают:
формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
Выделяют стили лидерства:
Авторитарный — установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.
Демократичный — лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.
Либеральный — лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.
39. Назовите основные стили деятельности руководителя в организации
Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
• Директивный стиль (авторитарный);
• Демократический стиль (коллегиальный);
• Либеральный стиль (попустительский или анархический).
Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников
Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.
Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.
40. Охарактеризуйте внешние условия, определяющие эффективность работы человека и группы.
Для того, чтобы проанализировать поведение людей в группе, нужно, прежде всего, охарактеризовать организацию, частью которой эта группа является. В соответствии с системным подходом группа как подсистема более крупной системы (организации) определяется следующими условиями функционирования организации:
♦ стратегией развития;
♦ организационной структурой;
♦ формально установленными в организации нормами и правилами функционирования;
♦ имеющимися в распоряжении организации ресурсами;
♦ принятой в организации системы отбора и расстановки персонала;
♦ выработанной в организации системой оценки и мотивации работников;
♦ организационной культурой.
Стратегия развития организации определяет ее цели, задачи развития и средства их достижения. Среди них могут быть такие как увеличение выручки и прибыли за счет повышения качества и расширения спектра выпускаемой продукции (товаров и услуг). Стратегия развития организации определяет стратегию функционирования каждой конкретной группы, входящей в ее состав. Так в условиях предполагаемых преобразований в организации в подразделениях и группах, которых она может коснуться, возникают потенциальные источники для возникновения конфликтов по поводу предстоящего внутриорганизационного перераспределения зон ответственности.
Организационная структура предприятия определяет, кто и на каком уровне принимает решения, реализует и контролирует их выполнение. При этом организационная структура определяет функции каждого подразделения и каждой группы.
Любая организация устанавливает, формализует и стандартизует нормы и правила функционирования, которые определяют нормы и правила поведения работников, в первую очередь в группах. Чем четче будут сформулированы нормы и правила функционирования, действующие на постоянной основе, тем больше стабильности и предсказуемости будет в поведении работников.
Степень ограниченности имеющихся в распоряжении организации ресурсов (материальных, финансовых, людских и т.д.) оказывает существенное влияние на специфику работы ее подразделений и групп. В условиях существенного ограничения (дефицита) тех или иных ресурсов может назреть конфликтнаяситуация и разгореться серьезная борьба как между группами, так и внутри групп.
Качество групп в организации во многом определяется системой отбора и расстановки персонала. Если идеология подбора персонала в организацию направлена на «выжимание соков» из дешевой рабочей силы, то о высоком качестве групп говорить не приходится. Работник за тот период испытательного срока, когда он ждет и надеется на лучшие условия труда, не подозревает, что по окончании этого срока по плану руководства он будет выставлен из организации с формулировкой «вы нам не подходите. Запланированная (запрограммированная) «сверху» таким образом, текучка не обеспечивает ни стабильности в группе, ни повышение квалификации персонала, ни качество выполняемых работ, ни, как результат, качество предлагаемой организацией продукции. Только система отбора и расстановки персонала, ориентированная на долгосрочные цели развития,позволяет группе достигнуть серьезных результатов.
Еще одним фактором, определяющим эффективность работы группы, является выработанная в организации система оценки и мотивации работников. Если у каждого сотрудника будет расписана реальная перспектива карьерного роста, а еголичное материальное поощрение будет увязано с успехами всей его группы, то и эффективность деятельности организации будет возрастать.
Поведение людей в группе будет определяться и неписанными законами, то есть организационной культурой. Организационная культура демонстрирует новым сотрудникам, какие инициативы приветствуются в организации, а какие нет. Организационная культура — это определенный путеводитель, демонстрирующий как добиться успеха в организации и как избежать неприятностей, где допустимая норма эмоциональности в работе, какой стиль одежды соответствует культуре данной организации и т.д. Каждая группа в организации является носителем организационной культуры, с одной стороны, но, с другой стороны, микроклимат в любой группе может быть связан с выработкой собственной культуры — неписанных норм и правил, присущих только отдельной группе.
41. Координация деятельности в организации. Полномочия, централизация и децентрализация.
Координация деятельности организации – это:
синхронизация прилагаемых усилий, их объединение в единое целое;
процесс распределения деятельности во времени, приведение ее отдельных элементов в такое сочетание, которое позволило бы наиболее эффективно и оперативно добиться установленной цели;
распределение обязанностей (ответственности).
Координация – управленческая деятельность по обеспечению взаимосвязи и слаженности субъектов, объектов и процессов труда во временных и пространственных рамках.
ПОЛНОМОЧИЯ представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.
Централизация означает концентрацию властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией.
Цель централизации— увеличение синергии, улучшение координации, предотвращение ошибок на нижних уровнях управления.
Достоинствацентрализации управления наиболее полно проявляются при решении глобальных, стратегических задач.
Недостаткицентрализации управления: снижение оперативности управления; уменьшение возможностей адаптации к новым условиям работы;
Децентрализация — это передача или делегирование прав и ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления организацией.
Она облегчает процессы принятия решений, стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности сотрудников на нижних уровнях управления и повышает оперативность руководства, адаптивность организации к новым условиям. Рядовой работник выполняет задание с удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы минимальная степень действительного контроля над ситуацией
- 1. Охарактеризуйте понятие «менеджмент». В чем заключается его сущность, цели, задачи и функции.
- 2. Охарактеризуйте модель взаимодействия человека и организации
- 3. В чем заключается ролевой аспект взаимодействия человека и организации.
- 4. Дайте характеристику понятий «менеджмент», «менеджер», «бизнесмен» и «предприниматель» в чем различие этих понятий?
- 5. В чем заключается сущность управления как развивающейся системы?
- 6. Дайте характеристику «Одномерным» и «Синтетическим» учениям об управлении. В чем заключается их различие?
- 7. Охарактеризуйте «Школу научного управления».
- 8.Дайте характеристику «Административной школе управления»
- 9. В чем заключается смысл теории «Школа психологии или человеческих отношений».
- 10. Назовите основные административные методы управления
- 11. В чем заключается специфика менеджмента в России?
- 12. В чем заключается необходимость совершенствования организации управления на основе особенностей современной российской экономики?
- 13. Как вы понимаете место и роль интеграционных процессов в менеджменте.
- 14. Охарактеризуйте особенности интеграционных процессов менеджмента в России па примере промышленности
- 15. Дайте общую характеристику внутренней среды предприятия.
- 16. Дайте общую характеристику внешней среды предприятия.
- 18. Охарактеризуйте содержание основных функций управления
- 20 Охарактеризуйте функцию мотивации со стороны содержательных и процессуальных теорий.
- 19 В чем заключается сущность функции администрирования?
- 20 Охарактеризуйте функцию мотивации со стороны содержательных и процессуальных теорий.
- 21. Назовите основные типы организационных структур, их положительные и отрицательные стороны
- 22. В чем заключается методология моделирования ситуаций и разработки управленческих решений.
- 23.Дайте общую хар-ку методов принятия решений.
- 24. В чем заключается системный подход к управлению организацией?
- 25. Охарактеризуйте организацию производства в современных условиях
- 26. Назовите основные функции и принципы оперативного управления производством.
- 27. Охарактеризуйте основные пути преодоления кризисных явлений в финансовой системе рф.
- 28. Дайте характеристику модели организационных изменений «исследования - действия».
- 29. Охарактеризуйте методы организационных изменений, ориентированные на задачи и технологии.
- 36 Охарактеризуйте содержание понятия лидерства в управлении организацией. В чем различие понятий «лидер» и «менеджер»?
- 37. Дайте характеристику сравнительному анализу ситуационных моделей лидерства.
- 42. Понятие коммуникации. Элементы и этапы коммуникации.
- 43. Межличностные коммуникации
- 44. Организационные коммуникации
- 50. Понятие мотивации и мотива. Задачи и способы мотивации.
- 51.Теория иерархии потребностей по а. Маслоу.
- 52. Основные содержательные теории мотивации.
- 53. Основные процессуальные теории мотивации
- 54 Понятие контроля и его функции
- 55. Виды контроля и этапы его проведения.
- 56. Понятие и сущность контролинга на предприятии.
- 57. Проведение swot- анализа на предприятии.
- 58. Выявление конкурентного преимущества
- 61. Финансовый менеджмент по предприятии.
- 64. Понятие бизнес-плана и его необходимость на предприятиях рф
- 65. Структура бизнес-плана, его функции и задачи
- 66. Понятие кризиса. Этапы и факторы развития кризиса на предприятии.
- 67. Диагностика причин возникновения кризиса на предприятии.
- 68. Понятие внешнеэкономического менеджмента
- 69 И 70 одна и та же тема в тетради, так что можно отнести к обоим вопросам
- 70. Понятие и сущность реинжиниринга.
- 72. Подготовка кадров менеджеров(??????????)
- 73 Руководитель и лидер.
- 74. Типы руководителей и стили руководства.
- 75. Понятие риск-менеджмента и его функции
- 76. Основные стратегии снижения степени риска.
- 77. Понятие делового общения и этики предприятия.
- 78. Этика делового общения.