Ответственность за нарушения валютного законодательства.
1. Ответственность за нарушение валютного законодательства
1.1 Определение валютного правонарушения
Общим основанием ответственности для всех её видов является правонарушение. На сегодняшний день отсутствует законодательное определение валютного правонарушения. Однако на основе анализа правовых норм, регламентирующих валютную ответственность, можно выделить следующие объективные и субъективные признаки, наличие которых следует признавать необходимым и достаточным для признания того или иного деяния валютным правонарушением.
Основным признаком такого деяния (действия или бездействия) является его валютная противоправность, т.е. несоответствие положениям законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Объектом посягательства такого деяния являются охраняемые законом общественные отношения в сфере выполнения требований валютного регулирования в России.
Так, если экспортер не обеспечил возврат экспортной выручки на территорию Российской Федерации, то объектом правонарушения будут отношения, возникающие между экспортером и государством по поводу выполнения экспортером обязанности зачислить экспортную выручку в полном объеме на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации.
Особенностью ответственности за нарушения валютного законодательства является то, что если объектом валютного правонарушения являются одновременно и общественные отношения, регулируемые таможенным законодательством, т.е. валютное правонарушение одновременно нарушает таможенные правила либо посягает на нормальную деятельность таможенных органов России, то ответственность наступает в соответствии с таможенным законодательством (ст. 201 Таможенного Кодекса РФ).
Объективную сторону валютного правонарушения составляют конкретные действия (или бездействия) резидента, выразившиеся в нарушении валютного законодательства, которые могут заключаться в следующем:
в неисполнении обязанностей, налагаемых валютным законодательством;
в нарушении установленных им условий и процедур проведения валютных операций (например, нарушения порядка приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России);
в препятствовании осуществлению органам и агентам валютного контроля предоставленных им прав (например, отказ в предоставление документов, необходимых для осуществления валютного контроля).
В том случае, если содержанием требований законодательства, определяющих надлежащее поведение лица, являлось совершением лицом тех или иных действий, то противоправное поведение этого лица выразится в бездействии. Если, напротив, закон требовал, чтобы лицо воздержалось от тех или иных действий, то нарушением требований закона будет являться их совершение, т.е. действие как таковое.
Субъектом валютного правонарушения могут быть физические и юридические лица - резиденты и нерезиденты. Закон формулирует понятия “резидент” и “нерезидент”, тем самым разделяя всех действующих на валютном рынке субъектов на эти две категории. Такое разделение диктуется потребностями проведения внешнеэкономических операций страны и отделения последних от операций внутрихозяйственных.
Резидентами по российскому законодательству являются:
а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;
в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;
г) дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации;
д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах “б” и “в”.
Нерезидентами являются:
а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
г) находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;
д) находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов, указанных в подпунктах “б” и “в”. Ответственность агентов валютного контроля предусмотрена только для уполномоченных банков. Физические лица за валютное правонарушение несут уголовную и административную ответственность, а юридические лица - административную ответственность. В случае совершения неправомерного деяния юридическим лицом, в некоторых случаях, имеет место наличие двух составов правонарушений. Одним субъектом будет само юридическое лицо, а вторым - его руководитель. Так, при невозвращении валютной выручки на организацию налагается штраф в размере суммы невозвращенной выручки. Одновременно руководитель в соответствии со ст. 193 УК РФ несет уголовную ответственность, если сумма невозвращенной выручки превысила 10 000 минимальных размеров труда.
Субъективная сторона представляет собой внутреннее психическое содержание правонарушения.
Основным из её элементов является вина в форме умысла или неосторожности, т.е. психическое отношение лица к совершаемому противоправному деянию. Валютные правонарушения, субъектом которых является физическое лицо (в т. ч. руководитель организации) в обязательном порядке должно предусматривать наличие вины в той или иной форме. В том случае, если одно деяние влечет ответственность одновременно и организации, и её руководителя, то независимо от формы вины физического лица организация должна быть привлечена к ответственности. Субъективная сторона в значительной мере определяет степень общественной опасности совершенного правонарушение, а, следовательно, и характер ответственности и размер наказания.
Таким образом, валютное правонарушение следует рассматривать как противоправное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное умышленно или по неосторожности, за которое законодательством о валютном регулировании и валютном контроле установлена ответственность.
1.2 Общая ответственность за нарушения валютного законодательства
Общая ответственность предусмотрена в Законе РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” и распространяется на всех субъектов валютных правоотношений: резидентов, включая уполномоченные банки, и нерезидентов.
Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” предусмотрены основания общей ответственности за валютные правонарушения и санкции за данные нарушения, приведенные в табл.1.
Таблица 1. Основания общей ответственности за валютные правонарушения и санкции за данные нарушения
|
| |
Основания ответственности (правонарушения) | Санкции |
|
1. Совершение недействительных в силу Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” сделок | 1. Взыскание в доход государства всего полученного по недействительным сделкам |
|
2. Необоснованное приобретение не по сделке, а в результате незаконных действий | 2. Взыскание в доход государства всего полученного по такой сделке |
|
3. Отсутствие учета валютных операций | 3. Штраф в пределах суммы, которая не была учтена |
|
4. Ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка | 4. Штраф в пределах суммы, которая была учтена ненадлежащим образом |
|
5. Непредставление либо несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля запрашиваемых документов и информации | 5. Штраф в пределах суммы, по которой документы и информация не были представлены в установленном порядке |
|
|
|
|
При повторном совершении указанных в настоящей таблице правонарушений, а также за невыполнение либо за ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля к субъектам, допустившим данные нарушения, применяются следующие санкции:
1) взыскание в доход государства указанных сумм и штрафов в пятикратном размере, осуществляемом Банком России в соответствии с законодательством России;
2) приостановление действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов лицензий и разрешений, выданных органами валютного контроля;
3) другие санкции, установленные законодательством.
Таким образом, санкции за нарушения валютного законодательства представляют собой применяемые Банком России и другими органами валютного контроля неблагоприятные последствия, состоящие в без эквивалентном лишении имущества или лишении специального права, являющиеся наказанием за валютное правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно или по неосторожности.
1.3 Специальная ответственность за нарушения валютного законодательства
Специальная ответственность за валютные правонарушения - это установленная нормами валютного законодательства ответственность определенных субъектов, на которых возложено исполнение той или иной обязанности.
Специальную ответственность за валютные правонарушения можно подразделить на следующие виды:
I. Ответственность резидентов - участников внешнеторговой деятельности;
II. Ответственность уполномоченных банков.
1. Ответственность экспортеров включает:
а) Ответственность экспортеров за незачисление валютной выручки организациями-экспортерами на счета в уполномоченных банках в Российской Федерации предусмотрен штраф в размере всей суммы сокрытой валютной выручки в иностранной валюте или в рублевом эквиваленте (п.8 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629 “О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин”).
Санкции, предусмотренные п.8 Указа Президента РФ N 629, применяются в случаях незачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если такая выручка квалифицируется как сокрытая. Под сокрытой валютной выручкой в смысле указанной нормы следует понимать выручку, умышленно не зачисленную должностными лицами хозяйствующих субъектов на счета в уполномоченных банках на территории России в целях уклонения от обязательной продажи или от налогообложения. Наличие указанных целей устанавливается проверкой соответственно органов (агентов) валютного контроля либо налоговыми органами. При отсутствии указанных целей факт незачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации не может служить основанием для применения санкций.
Однако наличие или отсутствие умысла, направленного на незачисление валютной выручки на счета в уполномоченные банки должно устанавливаться исключительно судебными органами.
б) Организации-экспортеры несут ответственность за своевременную и полную реализацию части экспортной выручки, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, в установленном действующим законодательством порядке (п.29 Инструкции № 7 Банка России).
Однако меры ответственности за данное нарушение не определены, т.к установлен порядок, который обеспечит продажу части экспортной выручки в течение 14 дней уполномоченным банком без волеизъявления экспортера. Поэтому основной задачей является обеспечение зачисления экспортной выручки в полном объеме на счет в уполномоченном банке в Российской Федерации.
в) Ответственность за необоснованное завышение расходов в иностранной валюте, относимых в уменьшение подлежащей обязательной продаже экспортной выручки, несут организации-поставщики экспортной продукции, осуществляющие обязательную продажу части выручки самостоятельно, а также посреднические организации по обязательной продаже части полученного от нерезидентов комиссионного вознаграждения либо по обязательной продаже части экспортной выручки по поручению своих клиентов. С упомянутых организаций подлежат взысканию в безакцептном порядке штрафы в иностранной валюте или в рублях в размере указанного завышения расходов в иностранной валюте, приводящего к необоснованному уменьшению сумм обязательной продажи экспортной выручки (п.29 Инструкции № 7 Банка России).
2. Ответственность импортеров
За невыполнение или ненадлежащее выполнение импортером предписаний органа валютного контроля по обеспечению ввоза товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них валютных средств, либо возврату этих средств в течение 180 дней с даты оплаты применяется следующая мера ответственности. В данном случае подлежит взысканию штраф в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в оплату товаров. В случае, когда нарушение валютного законодательства является одновременно нарушением таможенных правил ответственность наступает в соответствии со ст.221 ТК РФ.
Названная мера ответственности не применяется к импортерам в следующих документально подтвержденных случаях:
если товары в момент, когда риск несла российская сторона, оказались уничтоженными, либо безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки или хранения;
либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства;
либо возврат переведенной в оплату товаров суммы оказался невозможен вследствие действия непреодолимой силы или неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.
3. Специальная ответственность уполномоченных банков за нарушения валютного законодательства
К уполномоченным банкам за ненадлежащее выполнение функций валютного контроля за внешнеторговыми операциями применяется общая и специальная ответственность за нарушения валютного законодательства.
Совместной Инструкцией Банка России и ГТК РФ № 86-И определено, что за ненадлежащее выполнение функций валютного контроля за поступлением в Россию выручки от экспорта товаров к уполномоченным банком применяются общие меры ответственности в соответствии с Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле".
В тоже время за невыполнение уполномоченными банками функций валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары была установлена специальная ответственность (раздел 11 Инструкции № 30 Банка России).
За нарушение уполномоченными банками функций агентов валютного контроля, Банк России применяет помимо валютной ответственности также ответственность в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке РФ (Банке России) ". Согласно ст.75 данного акта в случае нарушения уполномоченным банком федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, Банк России имеет право требовать от уполномоченных банков устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения предписаний об устранении нарушений, Банк России вправе: взыскать с уполномоченного банка штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала; изменить для банка обязательные нормативы на срок до шести месяцев; ввести запрет на осуществление им отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года; иное.
Указанием Банка России № 500-У за нарушения банками валютного законодательства установлена специальная мера ответственности в виде ограничения проведения операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах. Данная ответственность применяется, в частности за:
проведение валютных операций клиентов без обосновывающих документов, не направление в установленный срок информации, запрашиваемой Банком России, продажу иностранной валюты клиенту либо приобретение иностранной валюты по поручению клиента в нарушение требований Указания Банка России от 20.10.98 г. N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации".
- Примерные экзаменационные и зачетные вопросы по курсу «Финансовое право»
- Финансы как экономическая категория и предмет правового регулирования: понятие, сущность, функции.
- Финансовая система рф: понятие, структурно-функциональный анализ.
- Финансовая деятельность государства: понятие, основные направления.
- Методы, формы, принципы финансовой деятельности.
- Общая характеристика финансового права, как науки
- Финансовое право как отрасль российского права: предмет, метод, система.
- Финансовое право в системе российского права: общее и особенное во взаимосвязи с другими отраслями права.
- Источники финансового права
- Конституционные основы финансовой деятельности в рф.
- Финансово-правовая норма: понятие, содержание, структура, виды, особенности.
- Финансово-правовые отношения: понятие, виды, особенности. Защита прав субъектов финансовых правоотношений.
- Субъекты финансового права.
- 3.3. Субъекты финансового права
- Финансовый контроль в рф: понятие, виды, методы и органы.
- 5.2. Виды и органы финансового контроля
- 5.3. Методы финансового контроля
- Аудит как разновидность финансового контроля: понятие, порядок лицензирования, законодательное регулирование.
- Правовое положение субъектов аудиторской деятельности
- Аудиторская проверка: разновидности, порядок проведения.
- Общая характеристика системы органов государства, осуществляющих финансовую деятельность.
- Правовое положение Министерства финансов рф, его функции, цели, задачи, права и обязанности. Министерство финансов рф
- Правовое положение Федерального казначейства.
- Правовое положение органа государственного страхового надзора.
- Правовое положение Счетной Палаты Российской Федерации.
- Правовой статус Правительства рф, как субъекта финансовой деятельности
- Полномочия Президента рф в сфере финансовой деятельности
- Понятие и правовая форма государственного бюджета. Его роль в выполнении задач и функций государства.
- Бюджетное право и бюджетные правоотношения: понятие, особенности.
- Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса (общая характеристика).
- Общая характеристика стадии составления проекта федерального бюджета как составляющей части бюджетного процесса.
- Общая характеристика стадии утверждения проекта федерального бюджета и принятия закона о федеральном бюджете как составляющей части бюджетного процесса
- Общая характеристика стадии исполнения федерального бюджета и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета как составляющей части бюджетного процесса
- Бюджетное устройство в Российской Федерации.
- Бюджетная классификация: понятие, содержание, значение.
- Бюджетная классификация
- Состав бюджетной классификации
- Общая характеристика Бюджетного кодекса рф: структура, содержание.
- Государственные доходы: понятие, система.
- Понятие, виды и структура государственных расходов.
- Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- Глава 2. Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства
- Понятие, классификация и основы правового регулирования государственных и муниципальных целевых внебюджетных фондов.
- Основные источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда рф.
- Основные источники формирования и направления использования средств Фонда обязательного медицинского страхования.
- Основные источники формирования и направления использования средств Фонда обязательного социального страхования.
- Порядок финансирования государственных и муниципальных расходов.
- Налоги как экономическая категория. Понятие, сущность и функции налогов.
- Налоговая система рф: понятие, структурно-функциональный анализ.
- 1.1 Сущность налоговой системы и налогов и их роль в экономике государства
- Общая характеристика Налогового Кодекса рф.
- Налоговое право и налоговые правоотношения.
- Субъекты налогового права.
- Правовой статус налогоплательщика.
- Правовое положение налоговых органов.
- 9.2. Правовой статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации
- 9.3. Органы мвд России: права, обязанности и ответственность в сфере налогового администрирования
- 9.4. Банки как субъекты налогового права
- Особенности принятия и вступления в силу федеральных законов о налогах
- Основные элементы закона о налоге.
- Понятие и состав налогового правонарушения.
- 7.1. Понятие и состав налогового правонарушения
- Ответственность за нарушение налогового законодательства.
- Банковское право в системе финансового права.
- 2. Место банковского права в системе российского права
- Финансово-правовое регулирование банковской деятельности в рф.
- Формы расчетов в рф.
- Общая характеристика банковской системы рф
- Особенности взаимоотношений Центрального Банка рф с кредитными учреждениями страны. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
- Банковский надзор в рф.
- Правовое регулирование денежного обращения в рф. Формы денежного обращения
- Формы денежного обращения
- Безналичное денежное обращение
- Формы денежного обращения
- Формы безналичных расчетов в рф (расчеты платежными поручениями, расчеты по инкассо, расчеты чеками, расчеты по аккредитиву)
- Понятие денежной системы Российской Федерации. Правовые основы обращения наличных денег.
- Эмиссионное право Банка России.
- Государственный и муниципальный долг. Субъекты управления государственным и муниципальным долгом Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом
- Общая характеристика страхования как экономической категории и предмета правового регулирования. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
- Финансово-правовое регулирование страховой деятельности в рф.
- Правовое регулирование обязательного социального страхования
- Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля.
- Понятие и содержание валютного регулирования.
- 1.2. Понятие и содержание валютного регулирования
- Правила ведения валютных операций. Правила проведения валютных операций
- Валюты в расчетах между резидентами республики беларусь и нерезидентами
- Ответственность за нарушения валютного законодательства.