logo search
Финансовое право (БГУ, пособие)

3.1. Понятие финансово-правовых норм. Особенности финансово-правовых норм

Норма финансового права (финансово-правовая норма) – это установленное и охраняемое государством правило поведения участников финансовых отношений, выраженное в их правах и обязанностях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных денежных фондов.

Финансово-правовые нормы – это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные для данной отрасли права.

К первым из них, в частности, относятся:

1. Установление финансово-правовой нормы государством (официальное выражение воли государства). Независимо от юридического содержания (правомочие, веление, дозволение, запрет) она всегда есть властное, общеобязательное предписание государства относительно возможного, должного, разрешаемого или запрещаемого поведения участников общественных отношений.

2. Обеспечение реализации нормы финансового права принудительной силой государства. Хотя любая норма рассчитана на добровольное исполнение, нередко возникают споры, которые необходимо разрешить. Неисполнение или ненадлежащее исполнение финансовых обязанностей может привести к нанесению государству материального ущерба либо нарушению прав и законных интересов граждан и т. п. В этом случае необходимо применение принуждения.

3. Любая правовая норма, в том числе и финансовая, всегда закреплена в каком-либо нормативном акте (обладает признаком формальной определенности). Это связано в первую очередь с тем, что она санкционируется государством. Формы выражения норм могут быть самые различные. Формальная определенность связана также со структурой нормы финансового права – специфическим внутренним строением. Формальная определенность нормы права требует ее письменной, документальной формы, которая дает всем исполнителям какой-либо нормы точное и ясное представление о ее содержании, пределах действия и другие сведения (здесь мы можем говорить о публичности права, т. е. о его доступности всем).

Вместе с тем финансово-правовые нормы обладают специфическими признаками. К ним, в частности, относятся:

1. Целевое назначение, которое определяется предметом финансового права, т. е. нормы финансового права регулируют общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства по образованию, распределению и использованию денежных фондов.

2. Финансово-правовые нормы носят императивный (повелительный) характер. Как правило, требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения. Требования финансово-правовых норм точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение общегосударственных интересов, а также интересов каждого из участников финансовых отношений.

3. Общественная предопределенность (публичность), свидетельствующая об объективной направленности норм финансового права на реализацию общественных интересов, так как они опосредованно воздействуют на экономику и обеспечивают необходимые финансовые средства для реализации различных социальных интересов. Этим нормы финансового права отличаются от норм частного права (гражданское, семейное и др.), которые выражают интересы отдельных физических или юридических лиц.

4. Материальное обоснование финансово-правовой нормы. Государственные органы, принимая нормативные правовые акты в финансовой сфере, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых, в свою очередь, зависит от уровня материального производства, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет.

5. Нестабильность норм финансового права, выраженная в постоянном изменении финансового законодательства посредством отмены устаревших и введении новых финансово-правовых норм, обусловленная рядом причин, в первую очередь, экономического характера (различные экономические колебания, политика государственных органов в сфере экономических отношений, проведение экономических реформ и т. д.). Нестабильность норм финансового права не свидетельствует однозначно об отрицательных последствиях для финансовой системы страны, так как многие страны с переходной экономикой подвержены изменениям не только экономической основы общества, но и законодательства.