10.4. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства
Данная система налогообложения была введена Законом "Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства", который определяет основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
Суть упрощенной системы налогообложения состоит в замене на добровольной основе совокупности установленных законодательством налогов и иных отчислений уплатой единого налога. При этом сохраняется действующая система уплаты некоторых налогов и отчислений.
Плательщиками налогов по упрощенной системе налогообложения являются субъекты малого предпринимательства предприятия и организации, предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.
Право на применение упрощенной системы налогообложения имеют предприятия и предприниматели при следующих условиях:
среднемесячная численность работников (включая лиц, работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также работающих в филиалах или иных обособленных подразделениях) составляет не более 15 человек;
в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение упрощенной системы налогообложения, их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала размера 5000 базовых величин, установленной в данный период законодательством Республики Беларусь.
Вновь созданные предприятия с указанной численностью работников или вновь зарегистрированные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения со дня его создания (регистрации).
Упрощенная система налогообложения не применяется:
предприятиями и предпринимателями, производящими подакцизные товары;
банками и другими финансово-кредитными учреждениями, осуществляющими лицензионную финансовую деятельность;
страховыми организациями;
инвестиционными фондами;
предприятиями и предпринимателями, производящими и (или) реализующими ювелирные изделия из драгоценных металлов или драгоценных камней;
предприятиями и предпринимателями участниками договора о совместной деятельности;
предприятиями и предпринимателями, занятыми организацией и проведением игорных и развлекательных мероприятий;
профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, платят в общеустановленном порядке следующие налоги:
акцизы;
налог на доходы (для предприятий);
налоги (пошлины, сборы), взимаемые таможенными органами (включая налог на добавленную стоимость и акцизы) при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;
налог за пользование природными ресурсами (экологический налог) в части платежей за перерасход природных ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов;
государственные пошлины;
лицензионные и регистрационные сборы;
обязательные взносы на государственное и социальное страхование. Уплата обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производится в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
налог на приобретение автотранспортных средств, подлежащих обязательной регистрации в ГАИ.
Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения является валовая выручка, полученная от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период и определяемая как сумма выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций.
Ставка налога – 10 %.
Документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы налогообложения, является патент, выдаваемый налоговым органом по месту регистрации предприятия или предпринимателя в качестве налогоплательщика на основании его письменного заявления.
Плата за патент установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 1999 г. № 184 "Нормативы годовой стоимости патентов субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения". В зависимости от видов экономической деятельности и применения наемного труда выделяют три группы плательщиков:
1. Юридические лица.
2. Индивидуальные предприниматели, применяющие наемный труд.
3. Индивидуальные предприниматели, не применяющие наемный труд.
Отзыв патента производится налоговой инспекцией при прекращении применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения в случаях:
превышения критериев численности работников и выручки от реализации товаров (работ, услуг);
принятия налогоплательщиком самостоятельного решения о переходе на общий порядок налогообложения.
При нарушении условий, необходимых для приобретения права на применение упрощенной системы налогообложения, налогоплательщик обязан перейти на общий порядок налогообложения, начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором было нарушено хотя бы одно условие.
Платежи в счет погашения годовой стоимости патента вносятся налогоплательщиком ежемесячно в размерах, равных 1/12 годовой стоимости патента, не позднее 22-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности, исходя из размера минимальной заработной платы, установленной на дату уплаты по установленным нормативам годовой стоимости патентов. Указанные платежи засчитываются в счет будущих обязательств по уплате налога при упрощенной системе налогообложения в пределах календарного года.
Уплата налога при упрощенной системе налогообложения производится по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) на основании расчета по налогу, представляемого в налоговый орган до 20-го числа месяца, следующего за периодом (кварталом). При этом учитывается оплаченная годовая стоимость патента, исчисленная нарастающей суммой с начала года.
Платежи производятся не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом).
- 1.2. Финансовая деятельность государства. Принципы, методы и формы финансовой деятельности государства
- 1.3. Финансовая система государства и ее состав
- Тема 2. Понятие финансового права. Система и источники финансового права
- 2.1. Понятие, предмет и метод финансового права
- 2.2. Финансовое право в системе права Республики Беларусь: его особенности и связь с другими отраслями права
- 2.3. Система и источники финансового права
- Тема 3. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения, их особенности и виды
- 3.1. Понятие финансово-правовых норм. Особенности финансово-правовых норм
- 3.2. Виды финансово-правовых норм. Структура финансово-правовой нормы
- 3.3. Финансово-правовые отношения. Их особенности и виды. Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений
- Тема 4. Финансовый контроль в республике беларусь
- 4.1. Понятие, цели, задачи и принципы финансового контроля
- 4.2. Виды финансового контроля
- 4.3. Формы и методы финансового контроля
- 4.4. Контрольно-ревизионная документация, порядок ее оформления
- 4.5. Органы, осуществляющие финансовый контроль
- 4.5.1. Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь
- 4.5.2. Полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь в сфере финансового контроля
- 4.5.3. Министерство финансов Республики Беларусь как орган финансового контроля
- 4.5.4. Функции и полномочия Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и его органов в сфере финансового контроля
- Особенная часть тема 5. Бюджетное право и бюджетное устройство республики беларусь
- 5.1. Понятие и значение бюджета
- 5.2. Понятие бюджетного права. Источники бюджетного права. Субъекты бюджетного права. Бюджетные правоотношения
- 5.3. Бюджетное устройство в Республике Беларусь. Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения
- 5.4. Состав доходов и расходов бюджетов. Целевые и резервные фонды бюджета. Оборотная кассовая наличность
- 5.5. Бюджетная классификация и ее правовое значение
- 5.6. Дефицит и профицит бюджета. Секвестр и блокирование бюджета. Защищенные статьи бюджета
- 5.7. Бюджетное регулирование и его методы
- Тема 6. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 6.1. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии
- 6.2. Стадия составления проекта бюджета
- 6.3. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета
- 6.4. Стадия исполнения бюджета
- 6.5. Отчет об исполнении бюджета: порядок его составления и утверждения
- Тема 7. Правовое регулирование государственных денежных фондов
- 7.1. Понятие и виды государственных целевых денежных фондов
- 7.2. Правовое регулирование целевых бюджетных фондов
- 7.3. Правовое регулирование государственных целевых внебюджетных фондов
- Тема 8. Основы налогового права
- 8.1. Понятие налога, его признаки и функции. Отграничение налога от сбора и пошлины. Виды налогов
- 8.2. Правовая конструкция налога
- 8.3. Налоговая система Республики Беларусь. Ее структура и принципы формирования
- 8.4. Понятие налогового права. Место налогового права в системе финансового права
- 8.5. Налоговые правоотношения и их особенности. Субъекты, объекты и содержание налоговых правоотношений
- Тема 9. Правовое регулирование республиканских налогов
- 9.1. Правовое регулирование взимания налога на добавленную стоимость
- 9.2. Правовое регулирование взимания акцизов
- 9.3. Правовое регулирование взимания налогов на прибыль и доходы
- 9.4. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)
- 9.5. Правовое регулирование взимания земельного налога
- 9.6. Правовое регулирование взимания налога на недвижимость
- 9.7. Правовое регулирование подоходного налога с физических лиц
- 9.8. Государственная пошлина
- Тема 10. Особые режимы налогообложения
- 10.1. Понятие и виды особых режимов налогообложения
- 10.2. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию потребителям товаров, работ (услуг)
- 10.3. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
- 10.4. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства
- 10.5. Налог на лотерейную деятельность
- 10.6. Налог на игорный бизнес
- 10.7. Налогообложение в свободных экономических зонах
- Тема 11. Правовое регулирование местных налогов и сборов
- 11.1. Общая характеристика местных налогов и сборов в Республике Беларусь
- 11.2. Налог на продажу товаров в розничной сети
- 11.3. Сборы с пользователей (на примере сбора за парковку в специально оборудованных местах)
- 11.4. Сборы за услуги
- 11.5. Сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения
- 11.6. Целевые сборы
- Тема 12. Правовое регулирование государственных займов
- 12.1. Понятие и значение государственного займа (кредита)
- 12.2. Государственный долг: понятие и виды
- 12.3. Управление государственным долгом
- Тема 13. Правовые основы денежного обращения
- 13.1. Понятие денежной системы и ее составные элементы
- 13.2. Правила ведения кассовых операций и ответственность за их несоблюдение
- 13.3. Понятие расчетных правоотношений. Правовые формы безналичных расчетов. Ответственность за нарушение порядка осуществления безналичных расчетов
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования
- 14.1. Понятие валютных ценностей и иностранной валюты
- 14.2. Понятие валютных операций, их виды. Субъекты валютных операций
- 14.3. Порядок ввоза (вывоза) валюты и платежных документов в иностранной валюте физическими лицами в Республику Беларусь (из Республики Беларусь)
- 14.4. Правовые основы валютного контроля
- Тема 5. Бюджетное право и бюджетное устройство республики беларусь 47
- Тема 6. Бюджетный процесс в республике беларусь 60
- Тема 7. Правовое регулирование государственных денежных фондов 68
- Тема 8. Основы налогового права 77
- Тема 9. Правовое регулирование республиканских налогов 93
- Тема 10. Особые режимы налогообложения 119
- Тема 11. Правовое регулирование местных налогов и сборов 130
- Тема 12. Правовое регулирование государственных займов 137
- Тема 13. Правовые основы денежного обращения 141
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования 154