logo
Финансовое право (БГУ, пособие)

5.6. Дефицит и профицит бюджета. Секвестр и блокирование бюджета. Защищенные статьи бюджета

При формировании бюджета большое значение имеет достижение его сбалансированности, т. е. равенства доходной и расходной части. Доходы и расходы государственного бюджета, в принципе, могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит.

Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета. Несмотря на то, что бюджетный дефицит – явление нежелательное, оно необязательно относится к разряду чрезвычайных. В современном мире практически все государства в той или иной мере сталкиваются с бюджетным дефицитом. Качество бюджетного дефицита может быть различным и определяется:

Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине или в процентах к валовому внутреннему продукту; местных бюджетов – в абсолютной величине или в процентах к объему расходов бюджета. Величина дефицита определяется при утверждении бюджета. В Республике Беларусь предельный размер дефицита в настоящее время определяется в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной (финансовый) год. Так, в соответствии со ст. 1 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" предельный размер дефицита установлен в размере 494 млрд. руб.

Финансирование дефицита бюджета представляет собой его покрытие за счет внутренних и внешних заимствований. Внутренними источниками покрытия дефицита бюджета являются кредиты, получаемые государством от кредитных организаций в валюте этого государства; государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени государства; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней. Внешние источники финансирования бюджета – это кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций, предоставленные в иностранной валюте; государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени государства. Покрытие дефицита бюджета может осуществляться за счет выпуска новых денег, что, за счет увеличения денежной массы, может привести к отрицательным последствиям в экономике в виде роста уровня инфляции.

Источники финансирования дефицита республиканского бюджета утверждаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной (финансовый) год; местных бюджетов – решениями соответствующих Советов депутатов. В соответствии с приложением 1 к Закону "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" финансирование дефицита республиканского бюджета осуществляется за счет: источников, получаемых от органов денежно-кредитного регулирования; источников, получаемых от банков, иных юридических и физических лиц; прочих источников внутреннего финансирования; чистых кредитов международных финансовых организаций; кредитов правительств иностранных государств; прочих источников внешнего финансирования.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10 % от запланированного уровня, то применяется специальный антидефицитный механизм, включающий в себя целый комплекс различных инструментов, важнейшими среди которых являются следующие: введение механизма секвестра и блокирования, определение защищенных статей бюджета.

Секвестр представляет собой пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета. Блокирование – это временное приостановление финансирования по отдельным статьям расходов бюджета. В бюджете текущих расходов выделяются защищенные статьи, по которым гарантируется производство расходов в первоочередном порядке и в полном объеме в условиях применения механизма секвестра и блокирования. Перечень защищенных статей устанавливается ежегодно при утверждении соответствующего бюджета. К ним относятся: заработная плата; начисления на заработную плату; трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь); продукты питания; медикаменты и перевязочные материалы; проценты по государственному долгу; погашение государственного долга.

Превышение доходов над расходами бюджета составляет профицит бюджета. В Республике Беларусь решения об использовании профицита бюджета принимаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством, местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.