7.3. Правовое регулирование государственных целевых внебюджетных фондов
Государственный целевой внебюджетный фонд – составная часть государственных финансовых средств, представляющая собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению.
Государственные целевые внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета, т. е. средства внебюджетных фондов не консолидируются в бюджетах различных уровней.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.
Основным внебюджетным фондом на территории Республики Беларусь является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь.
Основными задачами Фонда социальной защиты населения являются:
1) сбор и аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование;
2) финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения и иные выплаты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании;
3) организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования;
4) осуществление расширенного воспроизводства средств Фонда социальной защиты населения на основе принципа самофинансирования;
5) проведение разъяснительной работы среди плательщиков обязательных страховых и застрахованных по вопросам деятельности Фонда социальной защиты населения;
6) сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам государственного социального страхования, находящимися в компетенции Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
Средства Фонда социальной защиты населения образуются за счет:
обязательных страховых взносов;
ассигнований из республиканского бюджета;
добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц;
доходов от капитализации средств Фонда социальной защиты населения;
средств нанимателей, предназначенных на выплату пенсий;
средств от взыскания недоимок, пени, иных финансовых санкций и административных штрафов;
других поступлений.
Средства Фонда направляются на:
а) выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет;
б) выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет, на погребение);
в) оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, свободного от работы дня;
г) выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за границу, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;
д) оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам;
е) выплату взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по не зависящим от должника причинам, с последующим возмещением Фонду выплаченных сумм нанимателем;
ж) финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
з) формирование резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда в размере, установленном Советом Министров Республики Беларусь;
и) финансирование и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов;
к) финансирование иных выплат в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь (Закон о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год) с 1996 г. министерствам, другим органам государственного управления, государственным объединениям, облисполкомам и Минскому горисполкому было предоставлено право образовывать инновационные фонды за счет отчислений в размере 0,25 % от себестоимости продукции подведомственных или входящих в их состав предприятий, объединений, организаций с целью финансирования инвестиционных проектов и мероприятий по развитию производства, включая научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и освоение новых видов наукоемкой, конкурентоспособной продукции, новое производственное строительство, техническое перевооружение производства и т. д.
В соответствии со ст. 44 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" на территории Республики Беларусь формируется Фонд развития строительной науки за счет средств, выделяемых заказчиками объектов строительства (реконструкции, ремонта) в размере 1 процента от стоимости любых видов строительно-монтажных работ (общие и специализированные строительные, ремонтно-строительные и строительно-монтажные работы) по всем объектам (кроме объектов, сооружаемых за счет средств жилищно-строительных кооперативов, фермерских хозяйств и жилья, возводимого индивидуальными застройщиками, а также для юридических лиц, производящих сельскохозяйственную продукцию) независимо от форм собственности, источников финансирования работ и видов их оплаты (в иностранной или национальной валюте).
Фонд развития строительной науки создается в целях повышения уровня научных исследований в строительной отрасли, обеспечения условий для технического развития производства, улучшения качества выпускаемой продукции, а также снижения энерго- и ресурсоемкости строительства (реконструкции, ремонта).
Средства фонда развития строительной науки расходуются на: выполнение заданий государственных научно-технических программ и инновационных проектов; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включая затраты на приобретение необходимого оборудования, материалов и комплектующих изделий для изготовления опытных (головных) образцов новой техники; разработку нормативной и технической документации для постановки ее на серийное производство; финансирование работ, связанных с анализом достижений науки и техники за рубежом; разработку предложений по использованию передового опыта и прогнозов развития научно-технических исследований в строительном комплексе Республики Беларусь; подготовку научных кадров высшей квалификации; создание и совершенствование нормативной и методической базы в области проектирования, строительства и производства строительных материалов; финансирование затрат, связанных с функционированием фонда развития строительной науки, включая приобретение оргтехники, персональных ЭВМ, создание и ведение компьютерного банка данных; иные цели, обозначенные в законодательстве.
В целях финансового обеспечения государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136 "О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей" образован Фонд финансовой поддержки предпринимателей.
Фонд осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:
1) содействие проведению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий;
2) участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации государственных, отраслевых и региональных программ, проектов и мероприятий, способствующих созданию рабочих мест путем развития малого предпринимательства и конкуренции, демонополизации экономики, насыщения рынков товарами;
3) участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей субъектам малого предпринимательства равные условия и возможности для осуществления предпринимательской деятельности;
4) поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие освоению новых технологий, использованию патентов, лицензий, ноу-хау;
5) содействие привлечению национальных и иностранных инвестиций для осуществления приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;
6) участие в реализации международных программ и проектов по вопросам развития малого предпринимательства.
Средства фонда находятся в собственности Республики Беларусь и формируются за счет:
добровольных отчислений юридических и физических лиц;
отчислений от прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, учрежденных фондом;
иных источников, не запрещенных законодательством.
Средства фонда расходуются в порядке, установленном правлением фонда, на осуществление мероприятий, предусмотренных направлениями его деятельности, сметой расходов на содержание исполнительной дирекции фонда и договорами.
- 1.2. Финансовая деятельность государства. Принципы, методы и формы финансовой деятельности государства
- 1.3. Финансовая система государства и ее состав
- Тема 2. Понятие финансового права. Система и источники финансового права
- 2.1. Понятие, предмет и метод финансового права
- 2.2. Финансовое право в системе права Республики Беларусь: его особенности и связь с другими отраслями права
- 2.3. Система и источники финансового права
- Тема 3. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения, их особенности и виды
- 3.1. Понятие финансово-правовых норм. Особенности финансово-правовых норм
- 3.2. Виды финансово-правовых норм. Структура финансово-правовой нормы
- 3.3. Финансово-правовые отношения. Их особенности и виды. Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений
- Тема 4. Финансовый контроль в республике беларусь
- 4.1. Понятие, цели, задачи и принципы финансового контроля
- 4.2. Виды финансового контроля
- 4.3. Формы и методы финансового контроля
- 4.4. Контрольно-ревизионная документация, порядок ее оформления
- 4.5. Органы, осуществляющие финансовый контроль
- 4.5.1. Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь
- 4.5.2. Полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь в сфере финансового контроля
- 4.5.3. Министерство финансов Республики Беларусь как орган финансового контроля
- 4.5.4. Функции и полномочия Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и его органов в сфере финансового контроля
- Особенная часть тема 5. Бюджетное право и бюджетное устройство республики беларусь
- 5.1. Понятие и значение бюджета
- 5.2. Понятие бюджетного права. Источники бюджетного права. Субъекты бюджетного права. Бюджетные правоотношения
- 5.3. Бюджетное устройство в Республике Беларусь. Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения
- 5.4. Состав доходов и расходов бюджетов. Целевые и резервные фонды бюджета. Оборотная кассовая наличность
- 5.5. Бюджетная классификация и ее правовое значение
- 5.6. Дефицит и профицит бюджета. Секвестр и блокирование бюджета. Защищенные статьи бюджета
- 5.7. Бюджетное регулирование и его методы
- Тема 6. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 6.1. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии
- 6.2. Стадия составления проекта бюджета
- 6.3. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета
- 6.4. Стадия исполнения бюджета
- 6.5. Отчет об исполнении бюджета: порядок его составления и утверждения
- Тема 7. Правовое регулирование государственных денежных фондов
- 7.1. Понятие и виды государственных целевых денежных фондов
- 7.2. Правовое регулирование целевых бюджетных фондов
- 7.3. Правовое регулирование государственных целевых внебюджетных фондов
- Тема 8. Основы налогового права
- 8.1. Понятие налога, его признаки и функции. Отграничение налога от сбора и пошлины. Виды налогов
- 8.2. Правовая конструкция налога
- 8.3. Налоговая система Республики Беларусь. Ее структура и принципы формирования
- 8.4. Понятие налогового права. Место налогового права в системе финансового права
- 8.5. Налоговые правоотношения и их особенности. Субъекты, объекты и содержание налоговых правоотношений
- Тема 9. Правовое регулирование республиканских налогов
- 9.1. Правовое регулирование взимания налога на добавленную стоимость
- 9.2. Правовое регулирование взимания акцизов
- 9.3. Правовое регулирование взимания налогов на прибыль и доходы
- 9.4. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)
- 9.5. Правовое регулирование взимания земельного налога
- 9.6. Правовое регулирование взимания налога на недвижимость
- 9.7. Правовое регулирование подоходного налога с физических лиц
- 9.8. Государственная пошлина
- Тема 10. Особые режимы налогообложения
- 10.1. Понятие и виды особых режимов налогообложения
- 10.2. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию потребителям товаров, работ (услуг)
- 10.3. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
- 10.4. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства
- 10.5. Налог на лотерейную деятельность
- 10.6. Налог на игорный бизнес
- 10.7. Налогообложение в свободных экономических зонах
- Тема 11. Правовое регулирование местных налогов и сборов
- 11.1. Общая характеристика местных налогов и сборов в Республике Беларусь
- 11.2. Налог на продажу товаров в розничной сети
- 11.3. Сборы с пользователей (на примере сбора за парковку в специально оборудованных местах)
- 11.4. Сборы за услуги
- 11.5. Сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения
- 11.6. Целевые сборы
- Тема 12. Правовое регулирование государственных займов
- 12.1. Понятие и значение государственного займа (кредита)
- 12.2. Государственный долг: понятие и виды
- 12.3. Управление государственным долгом
- Тема 13. Правовые основы денежного обращения
- 13.1. Понятие денежной системы и ее составные элементы
- 13.2. Правила ведения кассовых операций и ответственность за их несоблюдение
- 13.3. Понятие расчетных правоотношений. Правовые формы безналичных расчетов. Ответственность за нарушение порядка осуществления безналичных расчетов
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования
- 14.1. Понятие валютных ценностей и иностранной валюты
- 14.2. Понятие валютных операций, их виды. Субъекты валютных операций
- 14.3. Порядок ввоза (вывоза) валюты и платежных документов в иностранной валюте физическими лицами в Республику Беларусь (из Республики Беларусь)
- 14.4. Правовые основы валютного контроля
- Тема 5. Бюджетное право и бюджетное устройство республики беларусь 47
- Тема 6. Бюджетный процесс в республике беларусь 60
- Тема 7. Правовое регулирование государственных денежных фондов 68
- Тема 8. Основы налогового права 77
- Тема 9. Правовое регулирование республиканских налогов 93
- Тема 10. Особые режимы налогообложения 119
- Тема 11. Правовое регулирование местных налогов и сборов 130
- Тема 12. Правовое регулирование государственных займов 137
- Тема 13. Правовые основы денежного обращения 141
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования 154