12.2. Государственный долг: понятие и виды
Государственный кредит на практике реализуется посредством государственных займов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.
Под государственным долгом понимается совокупность долговых обязательств страны. Государственный долг страны полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся на территории Республики Беларусь имуществом и другими активами.
Государственные займы, составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду признаков. Основополагающим для всех классификаций долга является его деление в зависимости от субъектов-кредиторов на внутренний и внешний.
Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь. Внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных Правительством Республики Беларусь.
Основным источником внутренних заимствований Правительства Республики Беларусь является выпуск государственных ценных бумаг. В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь представлена следующим образом:
государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года (ГКО);
долгосрочные государственные облигации со сроком обращения один год и более (ДГО).
Выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) осуществляются с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета.
Облигации выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов и размещаются среди инвесторов на добровольной основе.
Объем эмиссии облигаций определяется Министерством финансов Республики Беларусь при составлении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год, уточняется при его исполнении в установленном законодательством порядке.
Предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Парламентом Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Ст. 3 Закона от 28 декабря 2002 г. "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" установлено, что прирост внутреннего государственного долга не может превышать 3 % от валового внутреннего продукта.
Внешний государственный долг – общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.
Внешние государственные займы привлекаются в виде:
займов (кредитов) в иностранной валюте (иностранные кредиты), предоставляемых Республике Беларусь как заемщику или резидентам Республики Беларусь под государственную гарантию международными организациями, иностранными государствами, иными нерезидентами Республики Беларусь;
займов, полученных от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 22 июня 1998 г. "О внешнем государственном долге Республики Беларусь" внешние государственные займы привлекаются и используются для:
покрытия дефицита республиканского бюджета;
пополнения валютных резервов Республики Беларусь;
реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;
решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;
импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;
поддержки экономических реформ.
Решения о привлечении и использовании иностранных кредитов, а также о предоставлении государственных гарантий по ним принимаются Правительством Республики Беларусь, а в случае привлечения таких кредитов для пополнения валютных резервов Республики Беларусь совместно с Правительством Республики Беларусь и Национальным банком. Указанные решения подлежат согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются лимит внешнего государственного долга (максимально допустимая сумма внешнего государственного долга по состоянию на конец финансового (бюджетного) года) и основные направления использования внешних государственных займов. Так, в соответствии со ст. 34 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2003 года должен быть в размере 2 млрд. долларов.
- 1.2. Финансовая деятельность государства. Принципы, методы и формы финансовой деятельности государства
- 1.3. Финансовая система государства и ее состав
- Тема 2. Понятие финансового права. Система и источники финансового права
- 2.1. Понятие, предмет и метод финансового права
- 2.2. Финансовое право в системе права Республики Беларусь: его особенности и связь с другими отраслями права
- 2.3. Система и источники финансового права
- Тема 3. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения, их особенности и виды
- 3.1. Понятие финансово-правовых норм. Особенности финансово-правовых норм
- 3.2. Виды финансово-правовых норм. Структура финансово-правовой нормы
- 3.3. Финансово-правовые отношения. Их особенности и виды. Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений
- Тема 4. Финансовый контроль в республике беларусь
- 4.1. Понятие, цели, задачи и принципы финансового контроля
- 4.2. Виды финансового контроля
- 4.3. Формы и методы финансового контроля
- 4.4. Контрольно-ревизионная документация, порядок ее оформления
- 4.5. Органы, осуществляющие финансовый контроль
- 4.5.1. Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь
- 4.5.2. Полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь в сфере финансового контроля
- 4.5.3. Министерство финансов Республики Беларусь как орган финансового контроля
- 4.5.4. Функции и полномочия Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и его органов в сфере финансового контроля
- Особенная часть тема 5. Бюджетное право и бюджетное устройство республики беларусь
- 5.1. Понятие и значение бюджета
- 5.2. Понятие бюджетного права. Источники бюджетного права. Субъекты бюджетного права. Бюджетные правоотношения
- 5.3. Бюджетное устройство в Республике Беларусь. Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения
- 5.4. Состав доходов и расходов бюджетов. Целевые и резервные фонды бюджета. Оборотная кассовая наличность
- 5.5. Бюджетная классификация и ее правовое значение
- 5.6. Дефицит и профицит бюджета. Секвестр и блокирование бюджета. Защищенные статьи бюджета
- 5.7. Бюджетное регулирование и его методы
- Тема 6. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 6.1. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии
- 6.2. Стадия составления проекта бюджета
- 6.3. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета
- 6.4. Стадия исполнения бюджета
- 6.5. Отчет об исполнении бюджета: порядок его составления и утверждения
- Тема 7. Правовое регулирование государственных денежных фондов
- 7.1. Понятие и виды государственных целевых денежных фондов
- 7.2. Правовое регулирование целевых бюджетных фондов
- 7.3. Правовое регулирование государственных целевых внебюджетных фондов
- Тема 8. Основы налогового права
- 8.1. Понятие налога, его признаки и функции. Отграничение налога от сбора и пошлины. Виды налогов
- 8.2. Правовая конструкция налога
- 8.3. Налоговая система Республики Беларусь. Ее структура и принципы формирования
- 8.4. Понятие налогового права. Место налогового права в системе финансового права
- 8.5. Налоговые правоотношения и их особенности. Субъекты, объекты и содержание налоговых правоотношений
- Тема 9. Правовое регулирование республиканских налогов
- 9.1. Правовое регулирование взимания налога на добавленную стоимость
- 9.2. Правовое регулирование взимания акцизов
- 9.3. Правовое регулирование взимания налогов на прибыль и доходы
- 9.4. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)
- 9.5. Правовое регулирование взимания земельного налога
- 9.6. Правовое регулирование взимания налога на недвижимость
- 9.7. Правовое регулирование подоходного налога с физических лиц
- 9.8. Государственная пошлина
- Тема 10. Особые режимы налогообложения
- 10.1. Понятие и виды особых режимов налогообложения
- 10.2. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию потребителям товаров, работ (услуг)
- 10.3. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
- 10.4. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства
- 10.5. Налог на лотерейную деятельность
- 10.6. Налог на игорный бизнес
- 10.7. Налогообложение в свободных экономических зонах
- Тема 11. Правовое регулирование местных налогов и сборов
- 11.1. Общая характеристика местных налогов и сборов в Республике Беларусь
- 11.2. Налог на продажу товаров в розничной сети
- 11.3. Сборы с пользователей (на примере сбора за парковку в специально оборудованных местах)
- 11.4. Сборы за услуги
- 11.5. Сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения
- 11.6. Целевые сборы
- Тема 12. Правовое регулирование государственных займов
- 12.1. Понятие и значение государственного займа (кредита)
- 12.2. Государственный долг: понятие и виды
- 12.3. Управление государственным долгом
- Тема 13. Правовые основы денежного обращения
- 13.1. Понятие денежной системы и ее составные элементы
- 13.2. Правила ведения кассовых операций и ответственность за их несоблюдение
- 13.3. Понятие расчетных правоотношений. Правовые формы безналичных расчетов. Ответственность за нарушение порядка осуществления безналичных расчетов
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования
- 14.1. Понятие валютных ценностей и иностранной валюты
- 14.2. Понятие валютных операций, их виды. Субъекты валютных операций
- 14.3. Порядок ввоза (вывоза) валюты и платежных документов в иностранной валюте физическими лицами в Республику Беларусь (из Республики Беларусь)
- 14.4. Правовые основы валютного контроля
- Тема 5. Бюджетное право и бюджетное устройство республики беларусь 47
- Тема 6. Бюджетный процесс в республике беларусь 60
- Тема 7. Правовое регулирование государственных денежных фондов 68
- Тема 8. Основы налогового права 77
- Тема 9. Правовое регулирование республиканских налогов 93
- Тема 10. Особые режимы налогообложения 119
- Тема 11. Правовое регулирование местных налогов и сборов 130
- Тема 12. Правовое регулирование государственных займов 137
- Тема 13. Правовые основы денежного обращения 141
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования 154