logo
Финансовое право (БГУ, пособие)

8.3. Налоговая система Республики Беларусь. Ее структура и принципы формирования

Современные налоговые системы характеризуются большими возможностями экономического воздействия на производство, его динамику и структуру. Они все более органично включаются в единую систему финансового регулирования воспроизводственных процессов.

Налоговая система, действующая в Беларуси в настоящее время, сформировалась к началу 1992 года. Она базировалась на зарубежном опыте, так как в период ее создания отечественного опыта в налогообложении в условиях перехода от государственной экономики к рыночной не было. Однако в последующие годы в нее были внесены значительные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие – внесены изменения и дополнения.

Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов ее построения, порядка установления, изменения и отмены налогов и сборов, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Понятие "налоговая система" следует отличать от понятия "система налогов и сборов", под которой понимается совокупность налогов и других платежей, взимаемых на территории определенного государства, закрепленная в налоговом законодательстве. То есть система налогов и сборов Республики Беларусь, представляя собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, одновременно сама является элементом системы более высокого порядка – элементом налоговой системы Республики Беларусь.

В Республике Беларусь система налогов и сборов Беларуси закреплена в ст. 3 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", которая предусматривает следующие виды налоговых платежей: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль и доходы; налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности; налог за пользование природными ресурсами (экологический налог); налог на недвижимость; налог на экспорт и импорт; земельный налог (плата за землю); налог на топливо; транзитный налог; государственная пошлина и сборы; подоходный налог с физических лиц.

С 1992 года данная совокупность налогов и сборов, опосредованная перманентными изменениями всех сфер общественной жизни, постоянно подвергалась значительным модификациям, в результате чего назрела необходимость законодательного закрепления нового перечня налогов и сборов, взимаемых на территории Республики Беларусь. В соответствии со ст. 8 Налогового кодекса в Республике Беларусь устанавливаются следующие виды республиканских налогов, сборов (пошлин): налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; офшорный сбор; консульский сбор; экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территории национальных парков и заповедников; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины. К местным налогам в соответствии со ст. 9 Налогового кодекса относятся: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей.

Для уяснения сущности налоговой системы и характера налоговой деятельности государства мировая практика налогообложения выработала основополагающие принципы формирования налоговых систем, позволяющие добиваться наибольшей эффективности их функционирования.

Историческую известность получили принципы налогообложения, предложенные Адамом Смитом. Эти принципы, названные позднее "Декларацией прав налогоплательщиков", именуемые классическими, воспроизводятся в настоящее время практически во всех учебниках. А. Смит назвал следующие четыре принципа:

1. Каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно своему доходу, которые он получает под охраной государства (принцип справедливости).

2. Налог должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому (принцип определенности).

3. Налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщиков (принцип удобства).

4. В бюджет должна поступать сумма, соразмерная той, которую платит налогоплательщик, т. е. сбор налогов должен производиться при минимальных издержках (принцип экономичности).

На базе данных принципов налоговая наука выделяет также ряд других принципов формирования налоговой системы: законность налогообложения; взимание налогов в публичных целях; стабильность налогового законодательства; равномерность распределения тяжести налогового бремени между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий; единство системы налогов и сборов; подвижность налоговой системы.

Статья 2 Налогового кодекса предусматривает следующие основные принципы налогообложения в Республике Беларусь:

1) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым лицо признается плательщиком;

2) ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, Налоговым кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь;

3) налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства;

4) не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами;

5) допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым кодексом и таможенным законодательством.