13.1. Понятие денежной системы и ее составные элементы
Денежная система – это урегулированная правовыми нормами совокупность форм и методов организации денежного обращения в Республике Беларусь.
Элементный состав денежной системы в экономической и правовой литературе рассматривается соответственно в широком и узком значениях.
С экономической точки зрения денежная система состоит из следующих элементов:
название денежной единицы как единицы денежного счета, необходимого для выражения цены товара;
масштаб цен;
виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством;
порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращении;
методы регулирования денежного обращения;
организацию денежного обращения в стране.
В юридической литературе выделяют следующие элементы денежной системы: официальную денежную единицу; эмиссию денежных средств; организацию наличного денежного обращения. Некоторые авторы третьим элементом называют организацию и регулирование денежного обращения5.
Организация и функционирование денежной системы относится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеспособности государства в целом. Денежная система государства отражает состояние его экономики.
Особая роль в осуществлении денежно-кредитной политики на территории Беларуси принадлежит Национальному банку Республики Беларусь. Статья 136 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение; определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Дальнейшая конкретизация задач и полномочий Национального банка нашла свое отражение в Банковском кодексе Республики Беларусь.
Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие, пропорциональные части.
В соответствии со ст. 11 Банковского кодекса Республики Беларусь официальной денежной единицей Республики Беларусь является белорусский рубль. Национальный банк Республики Беларусь определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение и другие характеристики белорусского рубля и обеспечивает публикацию описания наличных денег в официальных республиканских средствах массовой информации.
В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно должно быть исполнено в официальной денежной единице Республики Беларусь в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных (расчетных) денежных единицах. В этом случае подлежащая сумма в официальной денежной единице Республики Беларусь определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных (расчетных) денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата определения курса не установлены законодательством Республики Беларусь или соглашением сторон в случаях, когда такое соглашение допускается законодательством Республики Беларусь. Использование иностранной валюты, а также ценных бумаг и платежных документов (платежных инструкций) в иностранной валюте в денежных обязательствах на территории Республики Беларусь допускается в случаях, порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Беларусь.
Эмиссия денег – это процесс выпуска денег в обращение, приводящий к увеличению денежной массы, регулируемый центральным банком страны. Различают эмиссию наличных и безналичных денег. Эмиссия наличных денег, увеличивающая денежную массу в обороте, организация их обращения и изъятия из обращения осуществляются центральным банком страны. Выпуск наличных денег в оборот имеет место не только в результате их эмиссии. Его осуществляют банки при выдаче предприятиям, организациям и физическим лицам наличных денег из своих касс. Однако при этом общая наличная денежная масса в обращении не изменяется. Выпуск безналичных денег в обращение происходит путем кредитования банками субъектов хозяйствования. Поскольку центральный банк осуществляет кредитование коммерческих банков, то в этом случае имеет место эмиссия безналичных денег. Однако банки могут производить за счет этих безналичных денег дальнейшее кредитование субъектов хозяйствования, которое в последующем может сопровождаться выдачей из касс банков наличных денег. В связи с этим вначале происходит эмиссия безналичных денег, необходимость которой вызвана расширением масштабов экономической деятельности и объемов валового внутреннего продукта.
Одной из функций Национального банка Республики Беларусь в соответствии со ст. 26 Банковского кодекса Республики Беларусь является осуществление эмиссии денег, которая осуществляется им в форме выпуска в обращение безналичных и наличных денег (банкнот и монет) денег. На территории Республики Беларусь эмиссия денег является исключительным правом Национального банка.
Эмиссия денег осуществляется Национальным банком Республики Беларусь путем краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг и осуществления операций на внутреннем и внешнем денежных рынках, направленных на увеличение государственных золотовалютных резервов. Эмиссия денег для долгосрочного (свыше одного года) рефинансирования банков запрещена.
Национальный банк осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска в обращение путем продажи банкам, покупки Национальным банком иностранной валюты и других валютных ценностей у юридических и физических лиц для обеспечения стабильного налично-денежного обращения, а также в иных случаях, связанных с выполнением основных целей деятельности Национального банка.
Объемы совокупной эмиссии безналичных денег, банкнот и монет определяются и регулируются исключительно Национальным банком при утверждении и реализации Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах. В первом случае средством платежа являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за приобретаемые товары, оказанные работы (услуги); во втором случае происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта в банке и зачисление их на банковский счет другому субъекту.
В соответствии со ст. 31 Банковского кодекса Республики Беларусь Национальный банк в области денежного обращения устанавливает:
порядок ведения кассовых операций; порядок работы банков с денежной наличностью; формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления, а также меры ответственности за их нарушение;
правила хранения, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей;
правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;
правила определения признаков платежности наличных денег, порядок замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения.
Наличное денежное обращение – непрерывное движение наличных денег, выполняющих функции средства обращения и платежа, опосредующее оплату товаров, оказываемых услуг и другие платежи.
В процессе наличного денежного обращения решаются следующие важные задачи:
определение общего объема налично-денежного оборота, его структуры;
направление денежных потоков;
размещение денежной массы по территории страны;
определение массы денег в наличной форме, находящейся в обращении;
расчет эмиссионного результата за (на) определенный период и др.
Законодательством предусмотрено, что Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных банкнот и монет, а также хранение и при необходимости уничтожение печатных форм, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет. Национальному банку принадлежит также исключительное право изъятия из обращения выпущенных им наличных денег.
Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежного средства), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Срок изъятия банкнот и монет не может быть менее одного года и не должен превышать пяти лет. При этом не допускается установление каких-либо ограничений по суммам или субъектам обмена.
Национальный банк без ограничений обменивает ветхие банкноты и поврежденные банкноты и монеты в соответствии с установленными им правилами.
Национальный банк создает резервные фонды банкнот и монет и распоряжается этими фондами.
Расчеты в наличной денежной форме между субъектами хозяйствования подлежат ограничению. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359 "Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь" расчеты наличными денежными средствами допускаются между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в размере не более 50 базовых величин в месяц (для субъектов хозяйствования, осуществляющих выставочную деятельность, розничную торговлю, допускается прием в кассы наличных денежных средств без ограничения их размера).
- 1.2. Финансовая деятельность государства. Принципы, методы и формы финансовой деятельности государства
- 1.3. Финансовая система государства и ее состав
- Тема 2. Понятие финансового права. Система и источники финансового права
- 2.1. Понятие, предмет и метод финансового права
- 2.2. Финансовое право в системе права Республики Беларусь: его особенности и связь с другими отраслями права
- 2.3. Система и источники финансового права
- Тема 3. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения, их особенности и виды
- 3.1. Понятие финансово-правовых норм. Особенности финансово-правовых норм
- 3.2. Виды финансово-правовых норм. Структура финансово-правовой нормы
- 3.3. Финансово-правовые отношения. Их особенности и виды. Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений
- Тема 4. Финансовый контроль в республике беларусь
- 4.1. Понятие, цели, задачи и принципы финансового контроля
- 4.2. Виды финансового контроля
- 4.3. Формы и методы финансового контроля
- 4.4. Контрольно-ревизионная документация, порядок ее оформления
- 4.5. Органы, осуществляющие финансовый контроль
- 4.5.1. Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь
- 4.5.2. Полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь в сфере финансового контроля
- 4.5.3. Министерство финансов Республики Беларусь как орган финансового контроля
- 4.5.4. Функции и полномочия Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и его органов в сфере финансового контроля
- Особенная часть тема 5. Бюджетное право и бюджетное устройство республики беларусь
- 5.1. Понятие и значение бюджета
- 5.2. Понятие бюджетного права. Источники бюджетного права. Субъекты бюджетного права. Бюджетные правоотношения
- 5.3. Бюджетное устройство в Республике Беларусь. Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения
- 5.4. Состав доходов и расходов бюджетов. Целевые и резервные фонды бюджета. Оборотная кассовая наличность
- 5.5. Бюджетная классификация и ее правовое значение
- 5.6. Дефицит и профицит бюджета. Секвестр и блокирование бюджета. Защищенные статьи бюджета
- 5.7. Бюджетное регулирование и его методы
- Тема 6. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 6.1. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии
- 6.2. Стадия составления проекта бюджета
- 6.3. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета
- 6.4. Стадия исполнения бюджета
- 6.5. Отчет об исполнении бюджета: порядок его составления и утверждения
- Тема 7. Правовое регулирование государственных денежных фондов
- 7.1. Понятие и виды государственных целевых денежных фондов
- 7.2. Правовое регулирование целевых бюджетных фондов
- 7.3. Правовое регулирование государственных целевых внебюджетных фондов
- Тема 8. Основы налогового права
- 8.1. Понятие налога, его признаки и функции. Отграничение налога от сбора и пошлины. Виды налогов
- 8.2. Правовая конструкция налога
- 8.3. Налоговая система Республики Беларусь. Ее структура и принципы формирования
- 8.4. Понятие налогового права. Место налогового права в системе финансового права
- 8.5. Налоговые правоотношения и их особенности. Субъекты, объекты и содержание налоговых правоотношений
- Тема 9. Правовое регулирование республиканских налогов
- 9.1. Правовое регулирование взимания налога на добавленную стоимость
- 9.2. Правовое регулирование взимания акцизов
- 9.3. Правовое регулирование взимания налогов на прибыль и доходы
- 9.4. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)
- 9.5. Правовое регулирование взимания земельного налога
- 9.6. Правовое регулирование взимания налога на недвижимость
- 9.7. Правовое регулирование подоходного налога с физических лиц
- 9.8. Государственная пошлина
- Тема 10. Особые режимы налогообложения
- 10.1. Понятие и виды особых режимов налогообложения
- 10.2. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию потребителям товаров, работ (услуг)
- 10.3. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
- 10.4. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства
- 10.5. Налог на лотерейную деятельность
- 10.6. Налог на игорный бизнес
- 10.7. Налогообложение в свободных экономических зонах
- Тема 11. Правовое регулирование местных налогов и сборов
- 11.1. Общая характеристика местных налогов и сборов в Республике Беларусь
- 11.2. Налог на продажу товаров в розничной сети
- 11.3. Сборы с пользователей (на примере сбора за парковку в специально оборудованных местах)
- 11.4. Сборы за услуги
- 11.5. Сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения
- 11.6. Целевые сборы
- Тема 12. Правовое регулирование государственных займов
- 12.1. Понятие и значение государственного займа (кредита)
- 12.2. Государственный долг: понятие и виды
- 12.3. Управление государственным долгом
- Тема 13. Правовые основы денежного обращения
- 13.1. Понятие денежной системы и ее составные элементы
- 13.2. Правила ведения кассовых операций и ответственность за их несоблюдение
- 13.3. Понятие расчетных правоотношений. Правовые формы безналичных расчетов. Ответственность за нарушение порядка осуществления безналичных расчетов
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования
- 14.1. Понятие валютных ценностей и иностранной валюты
- 14.2. Понятие валютных операций, их виды. Субъекты валютных операций
- 14.3. Порядок ввоза (вывоза) валюты и платежных документов в иностранной валюте физическими лицами в Республику Беларусь (из Республики Беларусь)
- 14.4. Правовые основы валютного контроля
- Тема 5. Бюджетное право и бюджетное устройство республики беларусь 47
- Тема 6. Бюджетный процесс в республике беларусь 60
- Тема 7. Правовое регулирование государственных денежных фондов 68
- Тема 8. Основы налогового права 77
- Тема 9. Правовое регулирование республиканских налогов 93
- Тема 10. Особые режимы налогообложения 119
- Тема 11. Правовое регулирование местных налогов и сборов 130
- Тема 12. Правовое регулирование государственных займов 137
- Тема 13. Правовые основы денежного обращения 141
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования 154