logo
Финансовое право (БГУ, пособие)

2.2. Финансовое право в системе права Республики Беларусь: его особенности и связь с другими отраслями права

Вопрос о месте финансового права как самостоятельной отрасли права в системе права долгое время являлся предметом острой дискуссии и практически был решен в конце 1960 – начале 1970-х гг. Признавая финансовое право в качестве самостоятельной отрасли права, авторы расходятся во мнении о происхождении данной отрасли.

Р. О. Халфина, Б. Н. Иванов, М. И. Пискотин, С. Д. Цыпкин, М. В. Карасева считают, что финансовое право, являясь самостоятельной отраслью права, выделилось из государственного (конституционного) и административного права.

Другая точка зрения состоит в том, что финансовое право является самостоятельной отраслью права и возникло наряду с административным правом. Данной точки зрения придерживаются Е. А. Ровинский, М. А Гурвич, Н. И. Химичева, В. В. Бесчеревных, И. А. Худяков, П. С. Пацуркивский. В настоящее время некоторые авторы (Д. В. Винницкий) обосновывают комплексный характер финансового права.

Существование первой точки зрения объясняется тем, что проблемами правового регулирования финансовой деятельности занимались представители науки финансового права в условиях планового ведения народного хозяйства, когда финансовые отношения не были столь многообразны и сложны, как в условиях перехода к рынку, когда государство для обеспечения своей деятельности финансовыми ресурсами вынуждено тщательно регламентировать общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования денежных фондов.

Представление о финансовом праве будет более полным и ясным в случае его четкого разграничения с примыкающими к нему иными отраслями права. При отграничении финансового права от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета и особенности метода правового регулирования.

1. Конституционное и финансовое право

Конституционное право является ведущей отраслью в системе национального права. Это значит, что его нормы являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми отраслями права, в том числе и финансовым. Являясь основным законом государства, Конституция закрепляет лишь главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в финансовом и других отраслях права. Метод конституционного права характеризуется преимущественно как метод общего закрепления наиболее важных, сущностных сторон тех общественных отношений, которые дальнейшую правовую регламентацию получают в нормах финансового права. Как и все отрасли права, финансовое право базируется и развивается на этих основах. В основе норм финансового права лежат нормы Конституции, в которой закреплены основы финансовой деятельности государства (раздел VIII "Финансово-кредитная система Республики Беларусь"; глава 8 "Комитет государственного контроля Республики Беларусь", ст. 56 и др.).

Необходимо иметь ввиду, что конституционно-правовые нормы, будучи базовыми для финансового права, остаются в рамках права конституционного и возникающие на их основе правоотношения являются только конституционно-правовыми со всеми присущими им особенностями.

Таким образом, конституционное и финансовое право являются отраслями смежными, но не пересекающимися. Иначе говоря, финансовое право является самостоятельной отраслью права, в которую включены исключительно финансово-правовые нормы.

2. Административное и финансовое право

Финансовое право тесно связано с административным. Основные отличия финансового и административного права определяются предметом регулирования общественных отношений. Административное право регулирует управленческую деятельность органов исполнительной власти в разных сферах общественной жизни, закрепляет их структуру, правовое положение, компетенцию и взаимоотношения между собой, применяя при этом метод властных полномочий, основанный на субординации (подчинении нижестоящего органа вышестоящему). Финансовое право регулирует деятельность органов государственного управления только в связи с образованием, распределением и использованием ими фондов денежных средств, т. е. регулирует только определенное направление управленческой деятельности органов исполнительной власти государства, используя при этом метод властных полномочий, не основанный, как правило, на началах субординации.

Н. И. Химичева отмечает, что метод финансово-правового регулирования имеет специфику в своем конкретном выражении, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размера платежей в государственную и муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т. п.3.

Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых и налоговых органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Следовательно, при разграничении финансового и административного права необходимо учитывать как предмет, так и метод правового регулирования, хотя при этом следует обратить внимание, что некоторые авторы отрицают наличие у финансового права самостоятельного метода, отличающегося от метода, применяемого административным правом.

3. Гражданское и финансовое право

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом. Гражданское право регулирует определенные общественные отношения и, в первую очередь, имущественные, участники которых равны, обладают автономией, имущественной самостоятельностью. Финансовое право также регулирует имущественные отношения, но только те, которые возникают по поводу денежных средств и поэтому приобретают форму денежных отношений. Гражданское право регулирует не только денежные отношения, но и отношения, возникающие по поводу иного имущества (вещей, имущественных прав), а также личные неимущественные отношения.

Предметом финансового права являются денежные отношения, участники которых не равны, не обладают автономией воли и имущественной самостоятельностью, когда между ними возникают отношения власти и подчинения. Важно отметить, что эти денежные отношения возникают в связи с созданием, распределением и использованием фондов денежных средств, т. е. в связи с осуществлением финансовой деятельности государства.