logo search
ШПОРЫ ФК готовые

9. Регулирование дефицита бюджета и государственного (муниципального) долга

Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое. Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств В соответствии с ним выделяются следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:

1) внутренние источники: кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы; 2) внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты в иностранной валюте

Бюджетный кодекс регулирует не только способы покрытия бюджетного дефицита, но и устанавливает ограничения на его объем. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Понятие и структура государственного долга

Государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний. Критерием такого деления в России является вид валюты, в котором представлены те или иные обязательства государства. Государственный долг Российской Федерации обеспечивается всем имуществом, находящимся в федеральной собственности и составляющим государственную казну. Долг субъекта РФ обеспечивается всем находящимся в его собственности имуществом, составляющим казну субъекта федерации. При этом федеральное Правительство не несет ответственности по обязательствам субъектов федерации и муниципальных образований, за исключением тех случаев, когда им были предоставлены государственные гарантии.

Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

рефинансирование — погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

конверсия — изменение доходности займа; • консолидация — превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности; • новация — соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора; • унификация — решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов; • отсрочка — консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам; • дефолт — отказ государства от уплаты государственного долга.

В современных условиях гос. долг рассматривается как необходимое условие нормального развития экономики:

В современных условиях считается абсолютно нормальным наличие гос. долга в пределах 60 % ВВП.