logo search
Сектор

1. Определение и характеристика избыточного налогового бремени

Как уже отмечалось выше, налогоплательщику за возможность сместить налоговое бремя на контрагента приходится в опреде­ленных случаях платить отказом от той структуры потребления или производства, которая была бы наиболее эффективна с точки зрения налогоплательщика при отсутствии данного налога.

Такая модель экономического поведения налогоплательщика позволяет ему предотвратить возможный денежный ущерб, но яв­ляется потерей полезности. Данная проблема была нами обозначена как избыточное налоговое бремя, поэтому мы переходим к ее более подробному рассмотрению.

В качестве примера нами взят случай, когда предложение абсо­лютно эластично, а специфический налог в размере U на единицу товара выплачивается за счет потребителей. Как видно на рис. 12.1, в процессе налогообложения излишек потребителя сокращается на ' величину площади трапеции Р 0Р 1E1 E0.

В этом случае можно утверждать, что государство собирает налог в размере Q1 U, равный площади прямоугольника Р0Р1 E1 E11. Если даже допустить, что эти средства целиком вернутся потребителям (налогоплательщикам) в форме общественных благ, поставляемых государством за счет ресурсов, собранных через данный налог, то в этом случае можно будет утверждать, что потери налогоплательщи­ка составляют только ту часть потребительского излишка, которая будет равна площади треугольника E11 E1 E0.

В реальности потери налогоплательщиков могут быть намного больше, и это во многом будет зависеть от того, какая часть аккумулированных ресурсов будет возвращена потребителям в форме бюджетных выплат, а какая часть будет потрачена на администри­рование проводимой в обществе бюджетно-налоговой политики. Важно также отметить, что далеко не все общественные блага будут соответствовать реальным предпочтениям потребителей (нало­гоплательщиков). В данном случае речь идет о рациональности использования налоговых поступлений, которые мы обозначили как Q1 U.

Введение нами понятия «излишки потребителя» позволяет оценить потери количественно или денежную сумму потерь по­лезности. Это особенно важно с учетом того факта, что именно благосостояние индивида лежит в основе понятия избыточного налогового бремени и в свою очередь характеризуется понятием потери эффективности. Это может быть проиллюстрировано на графике достижения оптимума по Парето (рис. 12.2).

Как видно на графике, изначально была ситуация в точке А и со­ответствующие ей уровни полезности для индивидов U1 U2 В резуль­тате производства и/или потребления мы могли бы переместиться в точку В при соответствующем уровне полезностей. Но поскольку было введено налогообложение и возникло избыточное налоговое бремя, то нам не удалось достичь точки В, а мы достигли точки С, уровень полезности в которой для обоих индивидов Ut и U2 ниже. Разница в уровне полезностей, достигнутых индивидами U1 и U2 в точках В и С, и характеризует избыточное налоговое бремя.

При этом очень важно отметить, что характеристикой понятия избыточного налогового бремени является отношение этого избыточного налогового бремени к общему размеру аккумулируемых i общественном секторе ресурсов, которые в свою очередь должнь быть направлены на производство общественных благ и проведение трансфертной политики. Если общий объем налоговых поступ­лений не позволит соответствующим институтам общественного сектора исполнять в полной мере возложенные на них в процессе общественного выбора обязательства, то встанет вопрос об оценке эффективности действующих в данном обществе органов власти и управления. Поэтому возникает вопрос о возможной (без потери общей эффективности) минимизации избыточной части налого­вого бремени.

Кроме того, важно отметить, что значительные потребительские излишки, которые могут возникнуть в результате поставки обще­ственных благ, приводят к ситуации, когда введение налога даже с высоким избыточным налоговым бременем оказывается гораздо более эффективным (чисто с экономической точки зрения, даже без учета критерия социальной справедливости), чем его отмена. Вместе с тем следует отметить, что в ситуации выбора между раз­личными вариантами налогообложения, позволяющей обеспечить равный уровень налоговых поступлений, необходимо сделать выбор в пользу введения того налога, которому будет свойственна меньшая относительная величина избыточного налогового бремени, т.е. они будут соответствовать критерию экономической нейтральности.