logo
Сектор

5. Порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора

Распределение ресурсов в экономике общественного сектора происходит главным образом не на рынке, а в сфере государствен­ной власти, т.е. применяются нерыночные способы распределения ресурсов.

В этих условиях рядовой потребитель общественных благ может выражать и защищать свои интересы в качестве избирателя, кото­рый, как известно, обнаруживает свои предпочтения с помощью механизма голосования. К числу находящихся в распоряжении избирателя ресурсов относятся его собственное право голоса и возможность, связанная с участием в различных организациях, а также в проведении и финансировании политических кампаний. Смысл процедуры голосования как достаточно универсальной модели коллективного принятия решения состоит в том, чтобы адекватно выявить имеющиеся предпочтения, а также по мере возможности их согласовать. В отношении частных благ подобные задачи решаются с помощью механизма спроса-предложения. Механизм голосования — это инструмент, с помощью которого определяется совокупный спрос на общественные блага, поэтому он имеет важное значение для распределения ресурсов в обще­ственном секторе.

Как правило, при голосовании действует принцип: один человек— один голос и решения принимаются простым большинством голосов. Правда, из этого правила бывают исключения. Так, в со­ответствии с процедурой может быть необходимо абсолютное или относительное большинство или квалифицированное большин­ство. Возможны ситуации, при которых для принятия соответ­ствующих решений требуется общее согласие (отсутствие голосов против) и т.д. При этом надо особо подчеркнуть, что чем больше голосов необходимо для принятия решения, тем, при прочих рав­ных условиях, менее вероятны частные и глубокие изменения при распределении ресурсов в экономике общественного сектора.