2. Структура доходов и расходов в бюджетной системе рф
Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Доходы формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.
Можно выделить следующие виды доходов бюджетов:
1) налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы);
2) безвозмездные поступления;
3) неналоговые: доходы от предпринимательской и иной деятельности государства.
К налоговым доходам относят НДС, акцизы, таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи, налог на прибыль, налог на операции с ценными бумагами, налог на добычу полезных ископаемых, плата за пользование водными объектами, транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, налог на рекламу, земельный налог.
Государство выполняет следующие три функции общественного сектора:
1. Стабилизационная, т.е. поддержание макроэкономического равновесия, она не подлежит децентрализации.
2. Аллокация ресурсов, т.е. общественный сектор распределяет ресурсы в форме доходов/расходов между субъектами и производит общественные блага, которые не могут быть произведены рынком. Эта функция подлежит децентрализации.
3. Распределение расходов между гражданами, т.е. происходит перераспределение доходов от богатых к бедным, за счет чего увеличивается платежеспособный спрос населения. Эта функция не подлежит децентрализации.
Некоторые налоги выполняют стабилизационную функцию, так как они не подлежат децентрализации и поступают в федеральный бюджет (или федеральные внебюджетные фонды), т.е. это федеральные налоги. Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием Российской Федерации. При этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о'налогах. Однако органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на налоговую льготу возлагается на налогоплательщика. К федеральным налогам относятся: НДС, акцизы, пошлины, налог на прибыль, плата за пользование водными объектами, налог на операцию с ценными бумагами, налог на добычу полезных ископаемых.
Другие налоги осуществляют аллокативную функцию, т.е. могут быть децентрализованы. Это налоги региональных и местных бюджетов. Налоги субъектов Российской Федерации устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ.
Налоги местных бюджетов устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов, сельской местности или иного административно-территориального образования. К ним относят: транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, налог на рекламу, земельный налог. Налоги играют важную роль в перераспределении чистого национального продукта (ЧНП) между хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) и государством, в распоряжении которого концентрируется более одной трети ЧНП.
Важна и регулирующая роль налогов. Так, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов способствуют повышению деловой активности хозяйствующих субъектов, трансформации сбережений в инвестиции, со всеми сопутствующими экономическими процессами. При повышении налоговых ставок, а следовательно, сокращении доли денежных средств, находящихся в распоряжении частного сектора, могут снижаться темпы экономического роста.
К безвозмездным поступлениям относят:
• поступления от нерезидентов;
• поступления от бюджетов других уровней;
• дотации;
• субвенции;
• средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
• трансферты;
• прочие безвозмездные поступления, в том числе:
— поступления от негосударственных организаций;
— поступления от государственных организаций;
— поступления от наднациональных организаций. К неналоговым доходам относят:
1) доходы от имущества, находящего в государственной и муниципальной собственности, деятельности;
2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
3) доходы от предпринимательской деятельности;
4) доходы от реализации государственных запасов;
5) доходы от продажи земли и нематериальных активов;
6) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
7) административные платежи и сборы;
8) штрафные санкции, возмещение ущерба;
9) доходы от внешнеэкономической деятельности:
— поступление средств от централизованного экспорта;
— прочие поступления от внешнеэкономической деятельности;
10) прочие неналоговые доходы.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением органами государственной власти и местного самоуправления своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования денежных средств государства по различным направлениям. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на основе государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.
В настоящее время правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции закладываются три основных блока задач:
• формирование четких правил разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;
• определение наиболее приемлемых для национальных и региональных условий форм привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;
• создание полноценного информационно-аналитического комплекса в бюджетно-финансовой системе, для того чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повышение оперативности бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, это расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Текущие расходы бюджетов обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.
Согласно Бюджетному кодексу РФ расходы федерального бюджета включают в себя:
— обеспечение деятельности Президента РФ и различных органов общегосударственного управления;
— функционирование федеральной судебной системы;
— осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
— национальная оборона и обеспечение безопасности государства;
— фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
— государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
— государственная поддержка атомной энергетики;
— ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
— исследование и использование космического пространства;
— содержание учреждений федеральной собственности;
— формирование федеральной собственности;
— обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
— компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату пенсий, пособий и других социальных выплат;
— пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
— проведение выборов и референдумов;
— федеральная инвестиционная программа;
— финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
— официальный статистический учет и прочие расходы.
В рамках проводимой административной реформы бюджетные расходы стали подразделяться на 11 основных направлений:
1 раздел: общегосударственные вопросы — 15 частей;
2 раздел: национальная оборона — 8 частей;
3 раздел: национальная безопасность и правоохранительная деятельность — 13 частей;
4 раздел: национальная экономика — 11 частей;
5 раздел: жилищно-коммунальное хозяйство — 4 части;
6 раздел: охрана окружающей среды — 4 части;
7 раздел: образование — 9 частей;
8 раздел: СМИ, культура, кинематография — 6 частей;
9 раздел: здравоохранение, спорт — 4 части;
10 раздел: социальная политика — 6 частей;
11 раздел: бюджетные трансферты — 4 части.
Если расходы классифицировать по предметному признаку, то их можно подразделить на: расходы по обслуживанию государственного долга; финансирование промышленного производства; финансирование обороны; содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; финансирование социально-культурных мероприятий; финансирование науки; расходы по внешнеэкономической деятельности; создание резервных фондов; прочие расходы и выплаты.
В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и оптимизации управления государственными расходами Правительством РФ была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в 2004—2006 гг. В соответствии с ней при планировании и исполнении бюджета с 2005 г. применяется альтернативный метод реализации бюджетной политики — бюджетирование, которое ориентировано на результат и при котором финансовые ресурсы распределяются с учетом и в зависимости от достижения конкретных общественно значимых целей в соответствии с приоритетами государственной политики.
Поэтому бюджет 2005 г. стал началом проведения кардинальной реформы бюджетной системы, имеющей три главных направления. Первое: принятые Думой законы не только разграничивают полномочия между уровнями бюджетов, но и отменяют нефинансируемые мандаты и осуществляют замену натуральных льгот денежными выплатами.
Второе направление бюджетной реформы — это переход от планирования затрат к программно-целевым методам бюджетного планирования и совершенствованию среднесрочного бюджетного планирования. Нормативный метод используется при планировании расходов на бюджетные мероприятия. Нормативы устанавливаются законом или подзаконными актами и являются основой для составления сметбюджетных учреждений. Первый вид— денежное выражение нормативов натуральных показателей, удовлетворяющих социальные потребности. Вторым видом нормативов являются нормы индивидуальных выплат. Третий вид нормативов — нормы расходов и потребления соответствующих услуг в виде физических показателей. Бюджетные сметы расходов составляются на основании натуральных показателей и финансовых нормативов. Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ. Целевая программа — комплексный документ, целью которого является решение приоритетной изданный период задачи. В зависимости от сложности задач, финансовых и организационно-технических возможностей программы принимаются на срок от 2 до 5—8 лет, как правило, на 3—5 лет. Программно-целевой метод планирования расходов способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию средств для решения наиболее острых проблем государства, региона, муниципального образования, а также является инструментом выравнивания экономического развития отдельных территорий.
Третье ключевое направление реализации бюджетной политики касается административной реформы. В ее рамках проводится масштабная реструктуризация огромной сети бюджетных учреждений, меняются порядок их финансирования и статус.
Государственный бюджет является основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, он дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий. Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет важную экономическую и политическую роль в любом современном обществе.
Поэтому в области проведения бюджетной политики необходимо достижение долгосрочного равновесия между обязательствами ластей в социально-экономической сфере и возможностями их обеспечения за счет текущей и будущей мобилизации финансовых ресурсов общества. Решение этой задачи становится основой базовых параметров федерального бюджета на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
- Содержание
- Раздел 1. Институциональные основы
- Тема 1. Сочетание рынка и государства в смешанной экономике... 13
- Тема 2. Институциональные формы организации
- Раздел 2. Основы функционирования общественного
- Тема 3. Формирование спроса и предложения на общественные
- Тема 4. Равновесие в общественном секторе.............................99
- Тема 5. Экономика благосостояния.........................................119
- Тема 6. Роль общественного сектора в регулировании
- Раздел 3. Теория общественного выбора..........................178
- Тема 7. Экономические основы политического механизма.........178
- Тема 8. Основные субъекты политического рынка.....................194
- Раздел 4. Организация бюджетной системы ....................208
- Тема 9. Основы организации бюджетной системы ....................208
- Раздел 5. Налоговый механизм.........................................232
- Тема 10. Основные принципы построения налоговой системы.....232
- Тема 11. Налоговые обязательства и сферы действия налогов.....249
- Тема 12. Избыточное налоговое бремя....................................263
- Раздел 6. Общественные расходы.....................................276
- Тема 13. Общественные расходы:
- Раздел 7. Бюджетный федерализм....................................297
- Тема 14. Основы бюджетного федерализма.............................297
- Тема 15. Особенности теории и практики
- Раздел 1
- 1. Понятие и история формирования экономики общественного сектора
- 2. Модели смешанной экономики
- 3. Сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике
- 4. Структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора
- 5. Порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора
- 6. Функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов
- 7. Провалы рынка и государства. Контрактация и квазирынки
- 1. Институциональные основы экономики общественного сектора
- 2. Особенности частно-государственного предпринимательства
- 3. Организационно-правовые формы государственных предприятий
- 4. Понятие, основные виды и формы некоммерческих организаций
- 5.Благотворительная деятельность
- 6. Роль низовой демократии в решении местных проблем (социальный заказ, ассоциации, благотворительные акции и др.)
- Раздел 2
- 1. Понятие общественного блага и его основные свойства
- 2. Виды, характеристика, порядок формирования предложения и классификация общественных и социально значимых благ
- 3. Основы ценообразования в общественном секторе. Проблема «безбилетника» и цены Линдаля
- 4. Разгосударствление и границы рынка в общественном секторе
- Тема 4 равновесие в общественном секторе
- 1. Отличие равновесия в общественном секторе от рыночного равновесия
- 2. Две теоремы экономики благосостояния: производственный и потребительский подходы
- 3. Парето-эффективное и оптимальное
- 4. Общее и частичные равновесия в общественном секторе
- 5. Два подхода к формированию бюджетной политики
- Тема 5 экономика благосостояния
- 1. Основы экономики благосостояния и модели распределения доходов (дистрибутивная функция)
- 2. Экономическая природа социальной защиты и социального страхования
- 3. Дифференциация доходов: показатели, причины, состояние
- 1. Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов
- 2. Корректирующая роль субсидий производителям и потребителям
- 3. Меры государственного регулирования монополий
- 4. Информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации
- Раздел 3 теория общественного выбора
- Тема7 экономические основы политического механизма
- 1. Теория общественного выбора в современной рыночной экономике
- 2. Основные отличия механизма общественного выбора от потребительского выбора на рынке
- 3. Механизм голосования избирателей,
- 4. Приоритет избирателя-центриста, порядок и процедура учета интересов меньшинства
- Тема 8 основные субъекты политического рынка
- 1. Принцип профессионализма и высокой информированности политиков
- 2. Общественный выбор на основе соревнования
- 3. Специфика принятия решений исполнительной
- Раздел 4 организация бюджетной системы
- Тема 9 основы организации бюджетной системы
- 1. Принципы построения бюджетной системы
- 2. Структура доходов и расходов в бюджетной системе рф
- 3. Государственные внебюджетные фонды обязательного социального страхования
- 4. Дефицит государственного бюджета и методы его покрытия
- Раздел 5 налоговый механизм
- Тема 10 основные принципы построения налоговой системы
- 1. Место налогов в формировании бюджета
- 2. Виды и функции налогов
- 3. Прямые и косвенные налоги (характеристика, эволюция, противоречия)
- 4. Основные принципы построения налоговой
- 5. Взаимосвязь и противоречие критериев оценок налоговой системы
- Тема 11
- 1. Налоговые обязательства и перемещение налогов
- 2. Распределение налогового бремени на конкурентных рынках
- 3. Распределение налогового бремени в условиях монополии
- 4. Распределение налогового бремени на рынке труда
- Тема 12 избыточное налоговое бремя
- 1. Определение и характеристика избыточного налогового бремени
- 2. Избыточное налоговое бремя и эффекты замещения и дохода
- 3. Оптимальное налогообложение. Правило Рамсея и правило Корлетта—Хейга
- 4. Концептуальные основы реформирования налоговой системы в рф
- Раздел 6 общественные расходы
- Тема 13 общественные расходы: структура и тенденции развития
- 1. Факторы роста общественных расходов
- 2. Основные направления общественных расходов
- 3. Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов
- 4. Искажающее действие общественных расходов
- 5. Оценка эффективности общественных расходов
- Раздел 7 бюджетный федерализм
- Тема 14 основы бюджетного федерализма
- 1. Теоретические основы бюджетного федерализма
- 2. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу
- 3. Вертикальное и горизонтальное выравнивание
- 4. Модели бюджетного федерализма (сша, Германия, Россия)
- 5. Основные направления реформирования межбюджетных отношений в рф
- Тема 15
- 1. Теория местного самоуправления
- 2. Финансово-экономические основы местного самоуправления
- 3. Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования
- Рекомендуемая литература