logo
Сектор

4. Искажающее действие общественных расходов

Общественные расходы могут вызывать эффект замещения и эффект дохода. В случае возникновения эффекта дохода бюджет­ные ограничения сдвигаются вверх вправо, а в случае возникнове­ния эффекта замещения происходят изменения либо в структуре потребления, либо в соотношении между трудом и досугом. Как известно, эффект замещения приводит к чистым потерям, которые могут оказаться невыявленными, если учитывать лишь денежные потоки. Но поскольку выплаты зависят от размера дохода, то это неизбежно отражается на выборе между трудом и досугом. Проил­люстрируем это графически. Так, на рис. 13.1 отражена ситуация ввода в действие программы помощи малообеспеченным.

Выплата В пропорционально уменьшается при увеличении до­хода Y= а У, где а — коэффициент пропорциональности (а < 1).

В представленной ситуации бюджетное ограничение, с которым столкнулся индивид, представляет собой ломаную линию. При определенных значениях L, и Y(точка D, как видно из рисунка, совпадаете исходным ограничением Z0, а на участке У* В эта линия более полога чем Z0, а линия бюджетного ограничения горизон­тальна на участке BD.

Очевидно, что на индивидов, готовых затрачивать трудовые усилия выше, чем LD, данная программа не распространяется. Но если индивид не готов затрачивать усилия выше, чем LD, и получать доход, равный Y", то, скорее всего, он сократит свою активность до Ls, поскольку в интервале LBLD уровень дохода одинаковый, но с его точки зрения LB предпочтительнее чем LD. В этой ситуации мы сталкиваемся с искажающим действием общественных расходов, ведущих к потери эффективности.

Как видно на этом же графике, если индивид находится в точке А на кривой безразличия 1A, к которой можно провести касательную параллельно Z0, то эта касательная Z1, будет YB*, т.е. пособие умень­шается с ростом дохода, а следовательно, линия Z, пересекает ось Y вточке Y***, которое меньше чем У (Y*** < У*).

Это значит, что можно было достичь того же уровня благосо­стояния при помощи аккордных выплат в размере меньшем, чем фактические выплаты, и равновесия не в точке Я, а в точке F. От­резок АН фиксирует чистые потери.

Далее рассмотрим ситуацию, при которой помощь будет пре­доставлена в форме натуральных выдач либо путем субсидирова­ния приобретения отдельных товаров и/или услуг. Здесь важно отметить, что даже при минимальной «натурализации» идет про­цесс замещения данным товаром других товаров, потребление которых не субсидируется. Так, на рис. 13.2 изображена ситуация, когда потребление конкретного товара субсидируется на 50% от его цены. Y0С0 — бюджетные ограничения до выплаты программ субсидирования, а Y0С, — после соответствующих выплат. Кривая безразличия I1, отражает уровень благосостояния индивида. К этой кривой безразличия I1 можно провести касательную Y2С2, которая, как видно на графике, пройдет левее точки E1 и пересечет данную кривую безразличия в точке Е2. Достижение точки E2 очевидно,

требует меньших общественных расходов, чем достижение точки E1 но это могло бы быть достигнуто за счет денежных выплат, которые потребитель мог бы потратить на основании собственного выбора. В связи с этим необходимо сделать вывод, что натурализация по­мощи позволяет решать конкретные задачи по целенаправленному доведению до конкретных потребителей либо распространять сферу действия программ общественных расходов на соответствующие институты, но при этом происходит дополнение искажающегося действия общественных расходов, в частности, к замещению труда досугом добавляется замещение различных благ теми благами, пот­ребление которых имеет приоритетную поддержку через программы общественных расходов.

В заключение рассмотрим еще несколько случаев, в рамках которых потребление соответствующих продуктов субсидируется в ограниченных пределах.

На рис. 13.3 отображены различные ситуации бюджетных огра­ничений в условиях лимитированных программ субсидирования.

Как видно на графиках, точка CL обозначает предел субсидий. Линия С0 отражает ситуацию до введения соответствующих про­грамм общественных расходов. Жирными ломаными линиями от­ражены бюджетные ограничения, которые сложились в результате введения программ субсидирования.

В ситуации а) индивид получает определенное количество благ в размере CL бесплатно, а все, что сверх этого, оплачивает за свой счет. В ситуации б) индивид может получить определенную часть блага CL по льготной цене, а в ситуации в) на графике видно, что если индивид не довольствуется неким установленным нормативом, то он теряет право на получение субсидии.

В ситуациях а) и б), как видно на рис. 13.3, с бесплатными выда­чами связаны большие потери, чем с частичным субсидированием. Ведь очевидно, что в ситуации а) равновесие установится в точке С * в отличие от ситуации б), поскольку потребитель не выразит пред­почтения отказаться от части бесплатно предоставляемого блага.

В ситуации в) устанавливается равновесие на участке ВС0 бюд­жетного ограничения, что свидетельствует об отсутствии эффектов дохода и замещения и о высокой готовности потребителя оплачи­вать данное благо. Но если эта готовность будет не столь высока, то равновесие скорее всего установится в точке А, поскольку в этом случае потребитель сэкономит разницу в стоимости блага и сумму, равную отрезку АВ. В этом и проявляется искажающее действие общественных расходов.

С учетом всего сказанного выше можно сделать вывод, что не­лимитированные программы помощи порождают большие чистые потери, чем лимитированные, в рамках которых у части реципиен­тов может возникнуть эффект замещения, и то, что искажающее воздействие различных «натуральных» программ накладывается друг на друга, в результате чего результаты с трудом поддаются про­гнозу и анализу. Поэтому при прочих равных условиях (а именно, отсутствие «особых» условий целедостижения) предпочтение следу­ет отдавать денежным программам субсидирования потребления.