74 Задачи и функции центральных банков
Основными задачами ЦБ являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Функции ЦБ РФ
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
и др.
Для реализации возложенных на него функций ЦБ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
К основным функциям ЦБ РФ относятся:
1) монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения
2) функция финансового агента, банкира Правительства
3) финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»)
4) кредитно-денежное регулирование и банковский надзор
Остановимся подробно на каждой из функций:
Эмиссия банкнот и организация их обращения. За Банком России как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.
Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.
Функция финансового агента, банкира Правительства. Являясь по своему статусу финансовым агентом Правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов Правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств, при осуществлении расчетов правительства с другими странами.
Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета – государственные займы.
Выполняя функцию финансового агента Правительства, Центральный Банк осуществляет кассовое исполнение бюджета, прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, то есть все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет Министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром Правительства.
Финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»).
Рефинансирование коммерческих банков – предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности.
Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы.
Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков. Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости:
от формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);
сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты)
4.Банк России является органом банковского регулирования и надзора за
деятельностью кредитных организаций.
Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством
которых, государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное
функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль над деятельностью банков проводится с целью обеспечения
устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством
Денежно-кредитная политика ЦБ РФ
Кредитно-денежная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель – регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.
Кредитно-денежная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии – кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение кредитно-денежной эмиссии в периоды экономических подъемов кредитная рестрикция (экономическая теория Кейнса).
Основными инструментами кредитно-денежной политики ЦБ являются:
- изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ;
- регулирование официальной учетной ставки;
- проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.
Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.
Изменение норм обязательных резервов. В соответствии с инструкцией №1 “О порядке регулирования деятельности коммерческих банков” и Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.
Фонд обязательных резервов – это обязательная норма вкладов
коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.
ЦБ РФ, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на
кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, то есть увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.
Учётная ставка. Среди инструментов регулирования денежно-кредитной сферы Центральными Банками особое место принадлежит учетной ставке, которая является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (и в зависимости от его состояния может меняться в течение года). В условиях рыночных отношений централизованное регулирование уровня учетной ставки придает определённую направленность движению кредита по горизонтали (банк – заёмщик) и по вертикали (ЦБ – коммерческий банк).
Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным Центральным Банком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.
Исходя из учетной ставки, определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, то есть политика “дорогих денег“, ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в ЦБ и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика “дешевых денег“, наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.
Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.
Операции с ценными бумагами и иностранной валютой. Операции на открытом рынке – купля-продажа по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции Центрального Банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством изменения ЦБ цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.
Операции на открытом рынке различаются в зависимости от: условий
сделки (купля-продажа за наличные или покупка на срок с обязательной
обратной продажей обратные операции); объектов сделок (операции с
государственными или частными бумагами); срочности сделки (краткосрочные до 3 мес., долгосрочные до 1 года и более операции с ценными бумагами); сферы проведения операций (только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка); способа установления ставок (определяемых или центральным банком или рынком).
При проведении денежно-кредитной политики Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:
1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение
ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на
хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
8) выдавать гарантии и поручительства;
9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств.
Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать: золото и другие драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев; государственные ценные бумаги.
- 1. Производство и его основные факторы. Производственная функция.
- 2. Кривая производственных возможностей (кпв). Альтернативная стоимость.
- 3. Система показателей эластичности и их практическое применение.
- Относительное (процентное) изменение цены (%∆p)
- Перекрестная эластичность спроса.
- 4. Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
- 5. Теория потребительского поведения. Понятие полезности. Выбор потребителя.
- 6. Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия)
- 7. Показатели национального производства. Валовый внутренний продукт, валовый национальный доход и чистый национальный доход. Номинальный и реальный ввп.
- 8. Показатели общего уровня цен (индексы цен).
- 9. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- Макроэкономическое равновесие
- 10. Инфляция, ее определение, виды. Механизмы, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.
- 11. Характеристика рынка труда. Понятие и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл.
- 12. Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста.
- 13. Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
- 14. Понятие «Финансы». Социально – экономическая сущность и функции финансов.
- 15. Содержание и принципы финансовой политики государства
- 16. Финансовая система государства
- 17. Государственный бюджет рф и его функции
- 18. Состав и структура доходов федерального, регионального и местных бюджетов
- Доходы федерального бюджета.
- Доходы бюджетов субъектов рф.
- 19. Бюджетный дефицит и методы его покрытия
- 20. Федеральные налоги
- 21. Налоги субъектов рф.
- 22. Местные налоги и сборы
- 23. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов.
- 24. Государственный долг. Внутренние и внешние займы
- 25. Классификация бюджетных расходов рф
- 26. Бюджетное устройство и бюджетная система рф
- 27. Бюджетный процесс в рф
- 28. Внебюджетные специальные фонды государства
- Пенсионный фонд рф
- Фонд социального страхования рф
- Фонд обязательного медицинского страхования
- 29. Финансовый контроль.
- 30. Затраты предприятия на производство продукции и выручка
- 31. Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.
- 32. Основные фонды и другие внеоборотные активы. Источники их формирования и финансирования воспроизводства.
- 33. Оборотные средства предприятия, их назначение и источники формирования.
- 34. Состав и структура доходов федерального, регионального, местного бюджетов
- 37. Методический инструментарий оценки стоимости денег во времени
- 38. Методы анализа финансового состояния предприятия
- Основные методы анализа
- 39. Анализ ликвидности (платежеспособности) и кредитоспособности предприятия.
- 40. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 41. Оценка стоимости капитала. Взвешивание по балансовой и рыночной стоимости.
- 42. Финансовые отчеты (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый план, другие стандартизированные отчеты)
- 43. Эффект финансового рычага, финансовый риск
- 44. Определение порога рентабельности (безубыточности производства).
- 45. Эффект операционного рычага, предпринимательский риск
- 46. Комплексное оперативное управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами.
- 47 Управление товарными материальными запасами
- 48 Управление дебиторской задолженностью
- 49 Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование управление
- 50 Общие основы управления денежными потоками предприятия
- Отчет о движении денежных средств предприятия
- 2. Анализ денежных потоков предприятия в предшествующем периоде - выявление уровня достаточности формирования денежных средств, эффективности их использования
- 51. Методы анализа денежных потоков
- 52. Планирование денежных потоков и разработка платежного календаря
- 53 .Синхронизация и оптимизация денежных потоков предприятия
- 54. Диагностика банкротства предприятия
- 55 Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций.
- 56. Анализ эффективности инвестиционных проектов.
- 57. Виды и особенности прямых иностранных инвестиций (пии)в России
- 58 Портфельные иностранные инвестиции в России
- 59. Риск и доходность: теория портфеля. Альтернатива «риск-доходность» в финансовом менеджменте.
- 60. Методы управления финансовыми рисками
- 61. Хеджирование финансового риска. Инструменты хеджирования.
- 62. Страхование, функции страхования, характеристика видов страхования
- 63 Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства
- 64. Облигации как инструмент заемного финансирования.
- 65. Функционирование фондовых бирж, профессиональные участники фондовых бирж
- 66. Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования
- 67 Производные ценные бумаги
- 68 Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка
- 69 Рынок корпоративных ценных бумаг в России
- 70 Понятие денежной массы и денежной базы. 89 Понятие «денежный оборот», его содержание и структура.
- 71 Сущность кредиты, его функции
- 72 Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе. Конвертируемая валюта ее виды.
- 73 Характеристика элементов кредитной системы, ее структура
- Структура кредитной системы
- 74 Задачи и функции центральных банков
- 75 Понятие ссудного и банковского процента
- 76 Активные операции коммерческих банков
- 77 Пассивные операции коммерческих банков
- 78. Информационная безопасность в финансовых системах
- 79. Аис в страховании
- 80 Аис в налоговых органах
- 81. Информационные технологии в биржевом деле.
- 82. Аис и аит на предприятиях
- 83. Аис в банках