3.4. Система показателей рентабельности. Финансовый леверидж
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.Они измеряют доходность предприятия как отношение прибыли к абсолютной величине фактора, ее порождающего - капиталу, обороту, выручке, издержкам.
Существует большое количество показателей рентабельности, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия с различных позиций. Эти показатели можно сгруппировать по 4-м направлениям:
рентабельность продукции;
рентабельность продаж;
рентабельность капитала;
показатели рентабельности, рассчитанные на основе потоков денежных средств.
Показатели рентабельности продукцииизмеряют эффективность производства и реализации различных видов конечной продукции фирмы. Существуют следующие подходы к расчету данных показателей:
(3.12)
где Пед- прибыль в структуре цены единицы продукции, р.;
Сед– себестоимость единицы продукции, р.
(3.13)
где Прп– прибыль от реализации продукции (прибыль от продаж), р.;
Срп – себестоимость реализованной продукции, р.
Показатели рентабельности продажимеют особую значимость в финансовом управлении для оценки доходности отдельных видов продукции. В зависимости от того, какой показатель прибыли находится в числителе формулы можно выделить следующие показатели, относящиеся к данной группе:
Рентабельность продаж (Рпрод)
(3.14)
Валовая рентабельность продаж (ВРпрод)
. (3.15)
Чистая рентабельность продаж (ЧРпрод)
(3.16)
где Пп – прибыль от продаж, тыс. р.;
ВП – валовая прибыль, тыс. р.;
ЧП – чистая прибыль, тыс. р.;
Вп – выручка от продаж, тыс. р.
3. Показатели рентабельности капиталапоказывают, сколько рублей прибыли приносит использование одного рубля капитала. Данная группа показателей характеризует взаимосвязь прибыли и инвестиций и является наиболее важной в системе показателей рентабельности для оценки эффективности деятельности предприятия.
К показателям рентабельности капитала относятся:
Рентабельность капитала (Рк)
(3.17)
Чистая рентабельность капитала (ЧРк)
(3.18)
Рентабельность собственного капитала (Рск)
(3.19)
Чистая рентабельность собственного капитала (ЧРск) показывает, сколько рублей чистой прибыли приходится на рубль собственных вложенных средств.
(3.20)
где Пдон – прибыль до налогообложения, тыс. р.;
К – средняя величина капитала предприятия, тыс. р.;
СК – средняя величина собственного капитала предприятия, тыс. р.
Наиболее общее представление о доходности фирмы дает показатель рентабельности активов, исчисляемый как отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (нетто-результат эксплуатации инвестиций) к сумме активов фирмы. В специальной литературе этот показатель получил название экономической рентабельности активов. Именно экономическая рентабельность характеризует результативность использования всех финансовых ресурсов фирмы, вложенных в ее имущество, а размер полученногонетто-результата(НРЭИ) отвечает на вопрос, достаточно ли этого размера, чтобы обеспечить ожидаемые доходы кредиторам, инвесторам, собственникам, государственным органам /30/.
Учитывая российскую практику составления финансовой отчетности, экономическую рентабельность активов можно рассчитать по следующей формуле:
НРЭИ Пдон + %
ЭРа = = , (3.21)
А А
где ЭРА– экономическая рентабельность актива;
НРЭИ – нетто – результат эксплуатации инвестиций.
Пдон - прибыль до налогообложения, р.;
% - сумма процентов к уплате (за кредит, по облигациям и т. п.), р.;
А - среднегодовая сумма активов предприятия, р.
Четвертая группа показателейформируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям первой, второй и третьей групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. Рассчитанные таким образом показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала.
Для выявления путей повышения рассмотренных выше групп показателей рентабельности их можно моделировать по факторным зависимостям с различной степенью детализации.
Наибольшую популярность имеет модель разложения в факторную систему показателя экономической рентабельности активов, впервые использованная в финансовом менеджменте компании Дюпона. /30/
Базовая формула Дюпона:
НРЭИ О
ЭРа = * (3.22)
О А
где О – оборот, тыс. р.
Базовая формула Дюпона показывает влияние на размер экономической рентабельности активов двух важнейших факторов:
НРЭИ/О - коммерческой маржиили прибыльности продаж;
О/А - коэффициента трансформацииили получения выручки с одного рубля актива фирмы.
Главное правило регулированияэкономической рентабельностью активов: при низкой прибыльности продаж () необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости капитала и его элементов () и наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только понижением затрат на производство продукции и ростом цен, т. е. повышением прибыльности продаж.
Мультипликационная модель рентабельности капитала
(3.23)
На основании данной модели выделены следующие факторы, влияющие на рентабельность капитала:
рентабельность продаж()
оборачиваемость капитала()
Мультипликационная модель чистой рентабельности собственного капитала
(3.24)
Данная формула позволяет исследовать влияние на рост или снижение доходности собственного капитала фирмы трех факторов:
изменений чистой рентабельности продаж (ЧП/Вп);
изменений оборачиваемости капитала (Вп/К);
изменений структуры капитала фирмы (коэффициента финансовой зависимости) (К/СК).
Изменение структуры капитала в сторону заемного может привести к увеличению прибыли, приходящейся на рубль собственных средств. Данное явление получило название финансового левериджа (финансового рычага).
В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат активов или фондов, понесенных для получения данной прибыли характеризуется с помощью показателя «леверидж». В буквальном понимании леверидж означает действие небольшой силы (рычага), с помощью которой можно перемещать довольно тяжелые предметы /5, 7/.
Эффект финансового рычага–это приращение к чистой рентабельности собственного капитала, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.
С помощью эффекта финансового рычага можно определить на сколько процентов изменится чистая рентабельность собственного капитала при привлечении заемных средств.
ЧРск = (1 – Н) * ЭРа + ЭФР, (3.25)
где ЧРск – чистая рентабельность собственного капитала, %;
Н – ставка налога на прибыль;
ЭРа – экономическая рентабельность активов, %;
ЭФР – эффект финансового рычага , %.
Эффект финансового рычага можно рассчитать по формуле
ЭФР = (1 – Н) * (ЭРа – СРСП) * ЗК/СК, (3.26)
где СРСП – средняя расчетная ставка процентов по заемным средствам (рассчитывается путем деления фактических финансовых издержек по всем кредитам за анализируемый период на общую сумму заемных средств, используемых в анализируемом периоде), %;
ЗК – величина заемного капитала, привлеченного на условиях платности, р.;
СК – величина собственного капитала, р.
Следует отметить, что при расчете эффекта финансового рычага в составе капитала предприятия не учитывается кредиторская задолженность, так как она привлекается, как правило, на бесплатной основе.
Плечо финансового рычагахарактеризует силу воздействия финансового рычага и определяется путем деления заемного капитала на собственный.
Разница между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкой процентов называется дифференциалом. При реализации заемной политики предприятия необходимо следить за тем, чтобы дифференциал был положительным. Превышение средней расчетной ставки процентов над экономической рентабельностью активов приводит к отрицательному значению эффекта финансового рычага и снижению чистой рентабельности собственного капитала.
- О.В. Хорошилова
- Введение
- 1. Основы организации финансов предприятий
- Сущность финансов предприятий и их роль в деятельности организаций
- 1.2. Принципы организации финансов предприятий
- 1.3. Финансовые ресурсы предприятия
- 1.4. Сущность и классификация капитала предприятия
- 1.5. Государственное регулирование финансов организаций
- Снижение налогового бремени с предприятий;
- 1.6. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- 1.7. Система управления финансами на предприятии. Функции финансового менеджера
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Доходы и расходы организаций
- 2.1. Сущность и классификация доходов организации
- 2.2. Порядок формирования и определения доходов от реализации продукции
- 2.3. Планирование выручки от реализации продукции
- 2.4. Сущность и классификация расходов организации
- Классификация расходов предприятия
- 2.5. Классификация расходов, связанных с производством и реализацией по экономическим элементам
- 1) Материальные расходы;
- 2) Расходы на оплату труда;
- 3) Суммы начисленной амортизации;
- 2.6. Состав внепроизводственных расходов в налоговом учете
- 2.7. Планирование себестоимости продукции
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Финансовые результаты предприятия
- 3.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли
- 3.2 Система показателей бухгалтерской прибыли
- 3.3 Формирование, распределение и использование прибыли
- Фондовым методом
- 3.4. Система показателей рентабельности. Финансовый леверидж
- 3.5. Сущность точки безубыточности, порога рентабельности и запаса финансовой прочности предприятия. Производственный леверидж
- 3.6. Методы планирования прибыли
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Основной капитал предприятия
- 4.1. Сущность, состав и методы оценки основного капитала
- 4.2. Источники формирования основного капитала
- 4.3. Амортизационная политика предприятия
- Для целей налогового учета используются следующие методы
- 4.4. Показатели эффективности использования основного капитала
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Оборотный капитал предприятия
- 5.1. Сущность и состав оборотного капитала
- 5.2. Современные подходы к финансированию оборотных средств
- 5.3. Определение потребности в оборотном капитале
- 5.4. Показатели эффективности использования оборотного капитала
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Оценка финансового состояния организации
- 6.1. Направления и методы оценки финансового состояния предприятия
- 6.2 Источники информации для оценки финансового состояния предприятия
- Бухгалтерский баланс на _1 квартал_ 2004 г.
- 6.3. Общая характеристика финансовых составляющих предприятия
- 6.4. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 6.5. Оценка ликвидности
- 6.6. Анализ коэффициентов рентабельности и деловой активности
- Основные показатели рентабельности
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Содержание и методы финансового планирования коммерческой организации
- 7.1. Сущность, цели и задачи финансового планирования
- 7.2. Виды и содержание финансовых планов коммерческой организации
- Бюджет доходов и расходов
- Бюджетный баланс активов и пассивов
- 7.3. Финансовое планирование в составе бизнес плана
- 7.4. Классификация методов финансового планирования
- 7.5. Прогнозирование бухгалтерского баланса методом процента от продаж
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Организация денежных расчетов предприяия
- 8.1 Сущность и правовые основы налично-денежного и безналичного обращения
- 8.2. Характеристика современных форм безналичных расчетов
- 8.3. Особенности расчетов векселями
- 8.4. Факторинговые операции
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Кредитование предприятий
- 9.1 Сущность и принципы кредитования
- 9.2 Классификация видов кредитов и форм кредитования предприятий
- 9.3. Подходы к начислению ссудного процента
- Расчет наращенной суммы декурсивным и антисипативным способами
- 9.4. Формы обеспечения исполнения обязательств
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- 394026 Воронеж, Московский просп., 14