logo
Posobie_Finansy

8.4. Факторинговые операции

Факторинг – это разновидность торгово-комиссионной операции, которая включает в себя кредитование оборотного капитала клиента путем покупки его долговых обязательств; инкассацию его дебиторской задолженности; освобождение клиента от риска неплатежа со стороны его партнеров.

В соответствии с Конвенцией УНИДРУА о международном факторинге (Оттава, 28 мая 1988 г.) под "факторинговым контрактом"следует понимать контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым

(а) поставщик должен или может уступать финансовому агенту денежные требования, вытекающие из контрактов купли-продажи товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями (должниками), за исключением контрактов, которые относятся к товарам, приобретаемым преимущественно для личного, семейного и домашнего использования;

(b) финансовый агент выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:

- финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;

- ведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам;

- предъявление к оплате денежных требований;

- защита от неплатежеспособности должников;

(с) должники должны быть уведомлены о состоявшейся уступке требования.

В зависимости от вида задолженности различают факторинг поставщика и факторинг покупателя.

В основе факторинга покупателя лежит кредиторская задолженность.

Предметом факторинга поставщика является дебиторская задолженность по расчетам с его покупателями. Это наиболее популярная форма факторинга.

За проведение факторинговых операций фактор взимает определенную плату. Кроме того, часть суммы, отраженной в расчетных документах депонируется для того, чтобы обеспечить устойчивость фактора в случае неисполнения обязательств со стороны плательщика по данным документам. При этом сумма страхового фонда возмещается поставщику при успешном окончании сделки.

Цена факторингавключает:

плату за обслуживание– плату фактору за проведение расчетных операций самостоятельно, без участия клиента;

процент за пользование факторинговым кредитом.

Преимущества факторингадля поставщика:

решается проблема нехватки денежных средств до наступления срока платежа по расчетным документам;

рационализируется структура баланса;

ускоряется денежный оборот;

снижается риск неплатежа со стороны партнеров.