3.5. Сущность точки безубыточности, порога рентабельности и запаса финансовой прочности предприятия. Производственный леверидж
При управлении финансовыми результатами предприятия важно учитывать взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции, которая описывается следующим уравнением:
Прп = Врп – Срп = Ц*V – (Спост + Спер.ед*V), (3.27)
где Прп – прибыль от реализации продукции, р.;
Врп – выручка от реализации продукции, р.;
Срп – себестоимость реализованной продукции, р.;
Ц – цена единицы продукции, р.;
V – объем реализации продукции в натуральном выражении;
Спост – постоянные затраты в целом по предприятию, р.;
Спер.ед – переменные затраты на единицупродукции, р.
Данное уравнение показывает, что при изменении объема реализации (V) себестоимость продукции изменяетсяболее медленными темпами ( так как есть затраты, на размер которых не влияет изменение объема реализации- Спост), а прибыль -более быстрымитемпами. Причем, чем больше доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции, тем быстрее изменяется прибыль при изменении объема реализации. Данная взаимосвязь характеризуется категориейпроизводственного, или операционного, левериджа.
Эффект операционного (производственного) рычагасостоит в том, что любое изменение выручки приводитк еще большемуизменению прибыли.
Отношение темпа изменения прибыли к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах характеризует сила воздействия операционного рычага.
Сила воздействия операционного рычагапоказывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на один процент.
Значение данного показателя не является постоянным для организации и зависит от базовых уровней выручки, постоянных и переменных расходов.
Сила воздействия операционного рычага рассчитывается по формуле
, (3.28)
где СВОР – сила воздействия операционного рычага;
ВМ - валовая маржа, р.;
Прп –прибыль от реализации продукции, р.
Валовая маржапредставляет собой доход, который получает предприятие после возмещения переменных расходов. Валовая маржа рассчитывается по формуле:
ВМ = Врп – Спер; (3.29)
где Спер - общая сумма переменныхзатрат предприятия в базовом году, р.
Производственный леверидж является важной характеристикой деятельности предприятия. Предприятия с высоким уровнем СВОР при быстром наращивании объемов реализации имеют возможность резкого увеличения финансовых результатов. В тоже время, высокий уровень силы воздействия операционного рычага указывает, что даже незначительное уменьшение объема реализации может привести к существенной потери прибыли.
Пример. Рассчитать прибыль предприятий А и Б в плановом периоде, если
а) объем реализации возрастет на 30 %
б) снизится на 30%
Таблица 3.1
Данные отчетного периода
Показатель | Предприятие А | Предприятие Б |
Выручка от реализации продукции | 700 | 700 |
Себестоимость реализованной продукции | 500 | 500 |
Переменные затраты в себестоимости реализованной продукции | 400 | 100 |
Решение:
Рассчитаем СВОР и плановую прибыль для предприятия А.
Прибыль отчетного периода = 700 – 500 = 200 тыс. р.
Валовая маржа = 700 – 400 = 300 тыс. р.
СВОР = 300/ 200 = 1,5
а) Прибыль в плановом периоде = 200 + 200*(0,3*1,5) = 290 тыс. р.
б) Прибыль в плановом периоде = 200 - 200*(0,3*1,5) = 110 тыс. р.
Рассчитаем СВОР и плановую прибыль для предприятия Б.
Прибыль отчетного периода = 700 – 500 = 200 тыс. р.
Валовая маржа = 700 – 100 = 600 тыс. р.
СВОР = 600/ 200 = 3
а) Прибыль в плановом периоде = 200 + 200*(0,3*3) = 380 тыс. р.
б) Прибыль в плановом периоде = 200 - 200*(0,3*3) = 20 тыс. р.
Существование в структуре себестоимости постоянных расходов приводит к тому, что предприятие начинает получать прибыль только при производстве и реализации продукции сверхопределенного (критического) объема.
Для определения критического объема производства и реализации продукции (работ, услуг), при котором прибыль предприятия равна нулю, используют формулы расчета точки безубыточности и порога рентабельности. Точка безубыточности характеризует критический объем производства и реализации в натуральномвыражении, а порог рентабельности -в стоимостном.
Точка безубыточности – это такой объем производства и реализации продукции в натуральном выражении, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.
Точка безубыточности (ТБ) рассчитывается по формуле
, (3.30)
Так как точка безубыточности определяется в натуральных показателях, ее расчет затруднен для предприятий, выпускающих широкую номенклатуру продукции. В этом случае приходится рассчитывать критический объем в условных единицах или в стоимостных единицах.
Порог рентабельности – это такая выручка от продаж, при которой предприятие не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли.
Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то предприятие начинает получать убытки.
При объеме продаж предприятия равном порогу рентабельности валовая маржа полностью покрывает постоянные затраты, и прибыль равна нулю.
Порог рентабельности рассчитывается по формуле:
; (3.31)
где Врп – выручка от реализации продукции в базовом году, р.;
ВМ – валовая маржа в базовом году, р.;
Спост – общая сумма постоянных затрат предприятия, р.
Графический метод определения порога рентабельности представлен на рис.3.3.
Запас финансовой прочности (ЗФП)-это величина, на которую объем производства и реализации продукции предприятия отклоняется от критического объема.
Запас финансовой прочности может характеризоваться абсолютным и относительным показателями.
Рис.3.3. Определение порога рентабельности.
Графический способ
Разница между достигнутой фактической выручкой и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия в абсолютном выражении:
ЗФП = Врп – ПР (3.32)
Относительное значение запаса финансовой прочности рассчитывается по формуле:
(3.33)
Запас финансовой прочности, характеризуемый относительным показателем, показывает на сколько процентов предприятие может позволить снижение объема реализации, чтобы не попасть в зону убытка. Чем больше запас финансовой прочности, тем меньше предпринимательский риск предприятия.
Пример.Рассчитать запас финансовой прочности для предприятий А и Б
Таблица 3.2
Данные отчетного периода
Показатель | Предприятие А | Предприятие Б |
Выручка от реализации продукции | 600 | 700 |
Себестоимость реализованной продукции | 500 | 500 |
Переменные затраты в себестоимости реализованной продукции | 100 | 100 |
Решение
Рассчитаем порог рентабельности и запас финансовой прочности для предприятия А.
Постоянные затраты = 500 – 100 = 400 тыс. р.
Валовая маржа = 600 – 100 = 500 тыс. р.
Доля валовой маржи в выручке = 500/600 = 0,833
Порог рентабельности = 400 / 0,833 = 480,19
ЗФП = (600 – 480,19)* 100 / 600 = 19,97 %
Рассчитаем порог рентабельности и запас финансовой прочности для предприятия Б.
Постоянные затраты = 500 – 100 = 400 тыс. р.
Валовая маржа = 700 – 100 = 600 тыс. р.
Доля валовой маржи в выручке = 600/700 = 0,857
Порог рентабельности = 400 / 0,857 = 466,74
ЗФП = (700 – 466,74)* 100 / 700 = 21,4 %
- О.В. Хорошилова
- Введение
- 1. Основы организации финансов предприятий
- Сущность финансов предприятий и их роль в деятельности организаций
- 1.2. Принципы организации финансов предприятий
- 1.3. Финансовые ресурсы предприятия
- 1.4. Сущность и классификация капитала предприятия
- 1.5. Государственное регулирование финансов организаций
- Снижение налогового бремени с предприятий;
- 1.6. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- 1.7. Система управления финансами на предприятии. Функции финансового менеджера
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Доходы и расходы организаций
- 2.1. Сущность и классификация доходов организации
- 2.2. Порядок формирования и определения доходов от реализации продукции
- 2.3. Планирование выручки от реализации продукции
- 2.4. Сущность и классификация расходов организации
- Классификация расходов предприятия
- 2.5. Классификация расходов, связанных с производством и реализацией по экономическим элементам
- 1) Материальные расходы;
- 2) Расходы на оплату труда;
- 3) Суммы начисленной амортизации;
- 2.6. Состав внепроизводственных расходов в налоговом учете
- 2.7. Планирование себестоимости продукции
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Финансовые результаты предприятия
- 3.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли
- 3.2 Система показателей бухгалтерской прибыли
- 3.3 Формирование, распределение и использование прибыли
- Фондовым методом
- 3.4. Система показателей рентабельности. Финансовый леверидж
- 3.5. Сущность точки безубыточности, порога рентабельности и запаса финансовой прочности предприятия. Производственный леверидж
- 3.6. Методы планирования прибыли
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Основной капитал предприятия
- 4.1. Сущность, состав и методы оценки основного капитала
- 4.2. Источники формирования основного капитала
- 4.3. Амортизационная политика предприятия
- Для целей налогового учета используются следующие методы
- 4.4. Показатели эффективности использования основного капитала
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Оборотный капитал предприятия
- 5.1. Сущность и состав оборотного капитала
- 5.2. Современные подходы к финансированию оборотных средств
- 5.3. Определение потребности в оборотном капитале
- 5.4. Показатели эффективности использования оборотного капитала
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Оценка финансового состояния организации
- 6.1. Направления и методы оценки финансового состояния предприятия
- 6.2 Источники информации для оценки финансового состояния предприятия
- Бухгалтерский баланс на _1 квартал_ 2004 г.
- 6.3. Общая характеристика финансовых составляющих предприятия
- 6.4. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 6.5. Оценка ликвидности
- 6.6. Анализ коэффициентов рентабельности и деловой активности
- Основные показатели рентабельности
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Содержание и методы финансового планирования коммерческой организации
- 7.1. Сущность, цели и задачи финансового планирования
- 7.2. Виды и содержание финансовых планов коммерческой организации
- Бюджет доходов и расходов
- Бюджетный баланс активов и пассивов
- 7.3. Финансовое планирование в составе бизнес плана
- 7.4. Классификация методов финансового планирования
- 7.5. Прогнозирование бухгалтерского баланса методом процента от продаж
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Организация денежных расчетов предприяия
- 8.1 Сущность и правовые основы налично-денежного и безналичного обращения
- 8.2. Характеристика современных форм безналичных расчетов
- 8.3. Особенности расчетов векселями
- 8.4. Факторинговые операции
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Кредитование предприятий
- 9.1 Сущность и принципы кредитования
- 9.2 Классификация видов кредитов и форм кредитования предприятий
- 9.3. Подходы к начислению ссудного процента
- Расчет наращенной суммы декурсивным и антисипативным способами
- 9.4. Формы обеспечения исполнения обязательств
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- 394026 Воронеж, Московский просп., 14