logo
Posobie_Finansy

3.5. Сущность точки безубыточности, порога рентабельности и запаса финансовой прочности предприятия. Производственный леверидж

При управлении финансовыми результатами предприятия важно учитывать взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции, которая описывается следующим уравнением:

Прп = Врп – Срп = Ц*V – (Спост + Спер.ед*V), (3.27)

где Прп – прибыль от реализации продукции, р.;

Врп – выручка от реализации продукции, р.;

Срп – себестоимость реализованной продукции, р.;

Ц – цена единицы продукции, р.;

Vобъем реализации продукции в натуральном выражении;

Спост – постоянные затраты в целом по предприятию, р.;

Спер.ед – переменные затраты на единицупродукции, р.

Данное уравнение показывает, что при изменении объема реализации (V) себестоимость продукции изменяетсяболее медленными темпами ( так как есть затраты, на размер которых не влияет изменение объема реализации- Спост), а прибыль -более быстрымитемпами. Причем, чем больше доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции, тем быстрее изменяется прибыль при изменении объема реализации. Данная взаимосвязь характеризуется категориейпроизводственного, или операционного, левериджа.

Эффект операционного (производственного) рычагасостоит в том, что любое изменение выручки приводитк еще большемуизменению прибыли.

Отношение темпа изменения прибыли к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах характеризует сила воздействия операционного рычага.

Сила воздействия операционного рычагапоказывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на один процент.

Значение данного показателя не является постоянным для организации и зависит от базовых уровней выручки, постоянных и переменных расходов.

Сила воздействия операционного рычага рассчитывается по формуле

, (3.28)

где СВОР – сила воздействия операционного рычага;

ВМ - валовая маржа, р.;

Прп –прибыль от реализации продукции, р.

Валовая маржапредставляет собой доход, который получает предприятие после возмещения переменных расходов. Валовая маржа рассчитывается по формуле:

ВМ = Врп – Спер; (3.29)

где Спер - общая сумма переменныхзатрат предприятия в базовом году, р.

Производственный леверидж является важной характеристикой деятельности предприятия. Предприятия с высоким уровнем СВОР при быстром наращивании объемов реализации имеют возможность резкого увеличения финансовых результатов. В тоже время, высокий уровень силы воздействия операционного рычага указывает, что даже незначительное уменьшение объема реализации может привести к существенной потери прибыли.

Пример. Рассчитать прибыль предприятий А и Б в плановом периоде, если

а) объем реализации возрастет на 30 %

б) снизится на 30%

Таблица 3.1

Данные отчетного периода

Показатель

Предприятие А

Предприятие Б

Выручка от реализации продукции

700

700

Себестоимость реализованной продукции

500

500

Переменные затраты в себестоимости реализованной продукции

400

100

Решение:

Рассчитаем СВОР и плановую прибыль для предприятия А.

Прибыль отчетного периода = 700 – 500 = 200 тыс. р.

Валовая маржа = 700 – 400 = 300 тыс. р.

СВОР = 300/ 200 = 1,5

а) Прибыль в плановом периоде = 200 + 200*(0,3*1,5) = 290 тыс. р.

б) Прибыль в плановом периоде = 200 - 200*(0,3*1,5) = 110 тыс. р.

Рассчитаем СВОР и плановую прибыль для предприятия Б.

Прибыль отчетного периода = 700 – 500 = 200 тыс. р.

Валовая маржа = 700 – 100 = 600 тыс. р.

СВОР = 600/ 200 = 3

а) Прибыль в плановом периоде = 200 + 200*(0,3*3) = 380 тыс. р.

б) Прибыль в плановом периоде = 200 - 200*(0,3*3) = 20 тыс. р.

Существование в структуре себестоимости постоянных расходов приводит к тому, что предприятие начинает получать прибыль только при производстве и реализации продукции сверхопределенного (критического) объема.

Для определения критического объема производства и реализации продукции (работ, услуг), при котором прибыль предприятия равна нулю, используют формулы расчета точки безубыточности и порога рентабельности. Точка безубыточности характеризует критический объем производства и реализации в натуральномвыражении, а порог рентабельности -в стоимостном.

Точка безубыточности это такой объем производства и реализации продукции в натуральном выражении, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

Точка безубыточности (ТБ) рассчитывается по формуле

, (3.30)

Так как точка безубыточности определяется в натуральных показателях, ее расчет затруднен для предприятий, выпускающих широкую номенклатуру продукции. В этом случае приходится рассчитывать критический объем в условных единицах или в стоимостных единицах.

Порог рентабельностиэто такая выручка от продаж, при которой предприятие не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли.

Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то предприятие начинает получать убытки.

При объеме продаж предприятия равном порогу рентабельности валовая маржа полностью покрывает постоянные затраты, и прибыль равна нулю.

Порог рентабельности рассчитывается по формуле:

; (3.31)

где Врп – выручка от реализации продукции в базовом году, р.;

ВМ – валовая маржа в базовом году, р.;

Спост – общая сумма постоянных затрат предприятия, р.

Графический метод определения порога рентабельности представлен на рис.3.3.

Запас финансовой прочности (ЗФП)-это величина, на которую объем производства и реализации продукции предприятия отклоняется от критического объема.

Запас финансовой прочности может характеризоваться абсолютным и относительным показателями.

Рис.3.3. Определение порога рентабельности.

Графический способ

Разница между достигнутой фактической выручкой и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия в абсолютном выражении:

ЗФП = Врп – ПР (3.32)

Относительное значение запаса финансовой прочности рассчитывается по формуле:

(3.33)

Запас финансовой прочности, характеризуемый относительным показателем, показывает на сколько процентов предприятие может позволить снижение объема реализации, чтобы не попасть в зону убытка. Чем больше запас финансовой прочности, тем меньше предпринимательский риск предприятия.

Пример.Рассчитать запас финансовой прочности для предприятий А и Б

Таблица 3.2

Данные отчетного периода

Показатель

Предприятие А

Предприятие Б

Выручка от реализации продукции

600

700

Себестоимость реализованной продукции

500

500

Переменные затраты в себестоимости реализованной продукции

100

100

Решение

Рассчитаем порог рентабельности и запас финансовой прочности для предприятия А.

Постоянные затраты = 500 – 100 = 400 тыс. р.

Валовая маржа = 600 – 100 = 500 тыс. р.

Доля валовой маржи в выручке = 500/600 = 0,833

Порог рентабельности = 400 / 0,833 = 480,19

ЗФП = (600 – 480,19)* 100 / 600 = 19,97 %

Рассчитаем порог рентабельности и запас финансовой прочности для предприятия Б.

Постоянные затраты = 500 – 100 = 400 тыс. р.

Валовая маржа = 700 – 100 = 600 тыс. р.

Доля валовой маржи в выручке = 600/700 = 0,857

Порог рентабельности = 400 / 0,857 = 466,74

ЗФП = (700 – 466,74)* 100 / 700 = 21,4 %