logo
Posobie_Finansy

3.6. Методы планирования прибыли

Объектом планирования финансовых результатов на предприятии являются показатели бухгалтерской, налогооблагаемой и экономической прибыли.

К основным методам планирования прибыли относят:

Метод прямого счета;

Аналитический метод по уровню затрат на один рубль товарной продукции;

Аналитический метод посредством процента базовой рентабельности;

Комплексный метод планирования прибыли;

Факторный метод;

Экономико-математические методы /32/.

Метод прямого счета и в настоящее время является основным при оперативном планировании прибылей и убытков на предприятии. Методом прямого счета прибыль от реализации продукции определяется по формуле

Прп = Врп - Срп, (3.34)

где Прп – прибыль от реализации продукции, р.;

Врп – выручка от реализации продукции, р.;

Срп – полная себестоимость реализованной продукции, р.

Если предприятие ведет учет по неполной себестоимости, прибыль от реализации рассчитывается посредством вычитания из плановой суммы выручки от реализации продукции запланированной величины себестоимости продукции, а так же коммерческих и управленческих расходов:

(3.35)

Недостатком прямого метода является громоздкость расчетов при большом ассортименте выпускаемой продукции.

Разновидностью прямого метода является расчет прибыли от реализации продукции путем корректировки плановой прибыли товарного выпуска на прибыль в остатках готовой продукции на начало и на конец периода:

Прп = Пгпн + Птп - Пгпк, (3.36)

где Прп - плановая прибыль от реализации продукции, р.;

Пгпн – прибыль в остатках готовой продукции на начало планируемого периода, р.;

Птп – прибыль от выпуска товарной продукции в плановом периоде, р.;

Пгпк – прибыль в остатках готовой продукции на конец планируемого периода, р.

Комплексный (совмещенный) метод предполагает расчет плановой величины прибыли по основной номенклатуре прямым методом, а по продукции, составляющий небольшой удельный вес в составе объема реализации – аналитическими методами.

Аналитический метод расчета прибыли на основе затрат на один рубль товарной продукции и аналитический метод посредством базовой рентабельности позволяют достаточно быстро спрогнозировать финансовые результаты, однако они не учитывают эффекта операционного рычага.

Предлагается использовать аналитический метод по уровню силы воздействия операционного рычага. Используя данный метод можно определить прибыль в плановом периоде по формуле:

Ппл = Пб * (1 + СВОР * Iв), (3.37)

где Ппл - прибыль от реализации продукции в плановом периоде;

Пб - прибыль от реализации продукции в базовом периоде;

Iв - ожидаемый прирост объема реализации в плановом периоде.

Данный метод позволяет дать быстрый ответ о плановой величине прибыли, при известных темпах изменения выручки. Однако точность данного метода значительно ниже метода "прямого счета".

Пример. Определить прибыль в плановом периоде, если предполагается

а) увеличить объем производства на 10 %;

б) снизить объем производства на 10 %.

В отчетном периоде выручка составила 500 тыс. р., затраты 420 тыс. р., в том числе переменные затраты 340 тыс. р.

Решение.

ВМ = 500 – 340 = 160 тыс. р.

Пб = 500 – 420 = 80 тыс. р.

СВОР = 160/80 = 2

Таким образом, если выручка предприятия увеличится на 1 %, прибыль увеличится на 2 %, а если выручка увеличится на 10 %, прибыль увеличится на 20 %.

а) Ппл = 80 * (1 + 2*0,1) = 96 тыс. р.

б) Ппл = 80 * (1 - 2*0,1) = 64 тыс. р.

При планировании прибыли важно рассчитывать порог рентабельности, запас финансовой прочности и проводить анализ безубыточности.

При расчете порога рентабельности и силы воздействия операционного рычага учитывается влияние на прибыль только одного фактора – объема производства и реализации.

Для того, чтобы учесть влияние на изменение прибыли ряда факторов используют факторный метод и экономико-математические методы (наиболее распространенный – метод корреляционно-регрессионного анализа).

Пример. Рассчитать прибыль в плановом периоде факторным методом

Планируется:

увеличить объем производства на 15 %;

увеличить цены на продукцию на 10 %

снизить трудоемкость продукции на 4 %;

поднять уровень оплаты труда на 5 %

переоценить основные фонды с коэффициентом 1,1.

Прогнозируется увеличение цен на материальные затраты на 8 %.

Выручка от реализации продукции в базовом периоде 600 тыс. р.

Затраты базового периода 500 тыс. р. Структура затрат в базовом периоде:

материальные затраты 70 %, в том числе 50 % затраты на сырье и основные материалы;

расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды – 20 %, в том числе 12 % - переменные расходы на оплату труда;

амортизационные отчисления 6 %;

прочие расходы 4 %, из них переменные 2 %.

Решение. Рассчитаем изменение прибыли под влиянием изменения объема производства. Данный фактор влияет на выручку и на переменные затраты.

600 * 0,15 - (500*0,5 + 500*0,12 + 500 *0,02) * 0,15 =

90 – 48 = +42 тыс. р.

Рассчитает изменение прибыли под влиянием роста цен на продукцию:

600 * 1,15 * 0,1 = +69

Рассчитает изменение прибыли под влиянием роста цен на материальные затраты

(500* 0,5* 1,15 + 500 * (0,7 – 0,5) ) * 0,08 = - 31

Рассчитает изменение прибыли под влиянием снижения трудоемкости продукции.

500 *0,12 *1,15 * 0,04 = +2,76 тыс. р.

Рассчитает изменение прибыли под влиянием увеличения уровня оплаты труда

(500 * 0,12 *1,15 * (1 – 0,04) + 500 * (0,2 – 0,12)) * 0,05 = - 5,312 тыс. р.

Рассчитаем изменение прибыли, связанное с переоценкой основных средств

500 * 0,06 * 1,1 = - 33 тыс. р.

Рассчитаем прибыль базового периода:

600 – 500 = 100 тыс. р.

Рассчитаем прибыль планового периода:

100 + 42 + 69 - 31 + 2,76 – 5,312 - 33 = 144 тыс. р.

Недостаток факторного метода, связанный с трудоемкостью расчетов при большом количестве учитываемых факторов, можно устранить путем реализации факторной модели планирования прибыли в табличном процессоре EXCEL.

Наиболее точное определение плановой величины прибыли возможно в процессе бюджетирования. При этом бюджет прибылей и убытков составляется на основе тщательно разработанных бюджетах продаж и затрат /10, 32/. Данный подход не только позволяет наиболее полно учитывать влияние на размер прибыли различных факторов, но и дает ответ на вопрос, что нужно делать, чтобы план прибылей и убытков был выполнен.