logo
Posobie_Finansy

7.2. Виды и содержание финансовых планов коммерческой организации

Финансовый план – это документ, отражающий способ достижения финансовых целей предприятия и увязывающий потребность в финансовых ресурсах с источниками их формирования в предстоящем периоде.

В узкой трактовке под финансовым планом понимают план денежных поступлений и выплат, так как именно данный план отражает движение денежных средств.

Однако, большинство ученых рассматривают финансовое планирование более широко /1,3,7,10,32/, указывая, что в процессе финансового планирования сопоставляют будущие доходы и расходы организации, прогнозируют финансовый результат деятельности, определяют направления инвестиций, потребность в источниках финансирования, балансируют денежные поступления и выплаты.

Рыночная экономика предъявляет особые требования к составу и содержанию финансовых планов. Содержание финансовых планов предприятия в рамках долгосрочного, годового и оперативного планирования, соответствующее современным условиям хозяйствования представлено в табл. 7.1.

В настоящее время годовое и оперативное финансовое планирование тесно связано с процессом бюджетирования.

Бюджетирование – это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели /7/.

Бюджет – это, как правило, краткосрочный финансовый план, в котором отражены выраженные в стоимостных показателях доходы, затраты и результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Таблица 7.1

Содержание финансовых планов предприятия

Виды финансовых планов

Содержание

1

2

Долгосрочные и среднесрочные финансовые планы

    1. План прибылей и убытков

Плановые показатели на два, три и более лет, доходов, расходов и финансовых результатов организации

    1. План инвестиций

План на два, три и более лет направлений и размера капитальных вложений и других инвестиций, а так же источников их финансирования

    1. Плановый баланс активов и пассивов

План на два, три и более лет величины активов и пассивов предприятия по укрупненным статьям

    1. План денежных поступлений и выплат

План на два, три и более лет денежных поступлений и выплат по укрупненным статьям

Продолжение табл. 7.1

1

2

  1. Годовые финансовые планы

    1. План прибылей и убытков

Расчет финансовых результатов деятельности предприятия на плановый год с поквартальной или помесячной разбивкой

2.2. Плановый баланс активов и пассивов

Размер статей актива и пассива баланса на конец планового года

2.3 Плановый баланс денежных поступлений и выплат

Размер, источники денежных поступлений, размер и направления расходования денежных средств с поквартальной или помесячной разбивкой

2.4. План инвестиций

Годовой план капитальных вложений и других инвестиций, а так же источников их финансирования

  1. Оперативные финансовые планы

    1. Налоговый календарь (план налоговых платежей)

Размер и сроки налоговых платежей предприятия на предстоящий квартал (месяц)

3.2. Платежный календарь (баланс денежных поступлений и выплат)

Месячный план движения денежных средств в наличной и безналичной форме с разбивкой по декадам (пятидневкам, дням)

3.3 Кредитный план

План по размерам и срокам платежей процентов за кредит и по выплатам основной суммы долга

3.4. Кассовый план

План движения денежных средств через кассу предприятия с указанием конкретных сроков потребности в наличных деньгах

Бюджетное планирование базируется на следующих положениях:

финансовый план является неотъемлемой составной частью общего бюджета предприятия и состоит из бюджета движения денежных средств, бюджета инвестиций и бюджетного баланса;

построение форм финансового плана осуществляется на основе тщательно выверенных предпосылок формирования каждого элемента активов и пассивов, доходов и затрат;

разработка финансового плана базируется на данных, полученных в результате построения целого ряда операционных бюджетов.

Система операционных и финансовых бюджетов с учетом отечественной специфики представлена на рисунке 7.1.

Внедрение бюджетирования позволяет:

повысить финансовую обоснованность принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления;

повысить эффективность использования имеющихся в распоряжении компании и ее отдельных структурных подразделений ресурсов за счет повышения ответственности руководителей за предоставленные в их распоряжение ресурсов;

создать возможность для оценки инвестиционной привлекательности отдельных сфер бизнеса;

повысить обоснованность выделения ресурсов по отдельным направлениям хозяйственной деятельности;

превратить компанию в «финансово прозрачную»;

укрепить финансовую дисциплину в сочетании со стимулированием более эффективной работы структурных подразделений в интересах организации;

проводить постоянный мониторинг финансовой эффективности отдельных видов хозяйственной деятельности и структурных подразделений;

проводить текущий контроль за изменением финансовой ситуации в компании.