logo search
БОБРИК

32. Современные тенденции налоговой политики.

Налоговая политика охватывает сложный комплекс проблем формирования бюджетов республиканских и местных органов управления и самоуправления, отражая тем самым интересы соответствующих уровней государственного устройства.

Налогоплательщики, физические и юридические лица, как основные носители налогового бремени формируют свою налоговую политику и она отражает их экономические интересы. Сердцевину этих интересов составляет тенденция к минимизации налоговых платежей. Следовательно, складываются противоречия между тенденциями к максимизации, с одной стороны, и минимизации - с другой.

Государство возникает, функционирует и развивается, нуждаясь в постоянном притоке финансовых средств, в основном путем сбора налоговых платежей и различного рода государственных пошлин. Потребности и интересы государства требуют всевозрастающих ресурсов, аккумулируемых в бюджетах разных уровней. Государственная налоговая политика призвана выражать интересы всех общественных структур и государства в целом как одного из субъектов налоговых отношений.

Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе.

Оценка действующей налоговой системы с позиций ее влияния на экономику и соответствия общепринятым в мировой практике принципам построения таких систем позволяет сделать вывод о необходимости в настоящих условиях кардинальной налоговой реформы.

Необходимы радикальные перемены в общем уровне и структуре налогообложения, а также моделях построения каждого из основных налогов. Главная цель реформы – реально обеспечить эффективное, равное и справедливое налогообложение всех экономических агентов как граждан, так и предприятий независимо от их организационно-правовых форм, видов собственности и отраслевой принадлежности. На практике это означает существенное повышение роли индивидуального подоходного налога при одновременном снижении налоговой нагрузки непосредственно на производственные активы предприятий за счет перестройки налогов на прибыль и недвижимость и перехода к европейской модели налога на добавленную стоимость.

В условиях сложившейся экономической конъюнктуры и ее перспективных изменений основной целевой установкой первого этапа реформы должно стать снижение общего уровня налоговой нагрузки на экономику и более равномерное ее распределение между различными категориями налогоплательщиков. По оценкам специалистов, для преодоления спада производства и оживления инвестиционной активности в предстоящие годы потребуется снижение налоговой нагрузки примерно на 5-6%.

Необходимо: сократить количество налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды, усовершенствовать структуру налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения и финансовой независимости местных бюджетов, также пересмотреть и сократить налоговые льготы по всем применяемым налогам и сборам, укрепить законодательные основы налогообложения и ряд других задач.

Первый этап реконструкции налоговой системы следует связывать с преобразованием собственности, развитием малого и среднего предпринимательства, воздействием на платежеспособный спрос и цены. На втором этапе необходимо создать условия для налогового стимулирования структурной перестройки экономики с привлечением отечественного и иностранного капитала. В разрабатываемой налоговой системе будут три косвенных налога: акцизы, НДС и таможенные пошлины.

Предусматриваются следующие основные направления совершенствования налоговой системы:

• упорядочение льгот по налогу на добавленную стоимость, в результате которого будут исключены льготы, не приносящие реального экономического эффекта.

• совершенствование порядка обложения акцизами, что в значительной степени сократит перечень подакцизной продукции.

• изменение порядка исчисления налога на доходы (прибыль) предприятий.

• изменение схемы обложения подоходным налогом.

• введение социального налога, который объединит отчисления в фонд социальной защиты населения и государственный фонд содействия занятости и другое.

В целом реализация норм Налогового кодекса позволит создать единую цельную систему налогообложения, которая обеспечит справедливое распределение налоговой нагрузки, создаст благоприятные предпосылки для оживления производственной и инвестиционной деятельности, обеспечит разумное сочетание фискальных и стимулирующих элементов налогообложения.