60. Проблемы экономической безопасности.
Глобализация мировых процессов обострила проблему национальной безопасности. В Беларуси в 2001 году утверждена Концепция национальной безопасности, которая содержит методологические принципы обеспечения национальной безопасности.
Национальная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Составные части национальной безопасности:
- политическая;
- экономическая;
- военная;
- экологическая;
- информационная;
- гуманитарная безопасность.
Экономическая безопасность – состояние национальной экономики, обеспечивающее защиту национальных интересов, устойчивое развитие в том числе и в случае воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов.
Экономическая безопасность – сложная система, включающая целый ряд элементов (видов безопасности):
- финансовая;
- производственная;
- энергетическая;
- инфраструктурная;
- инновационная;
- внешнеэкономическая;
- продовольственная;
- социальная.
У каждого элемента экономической безопасности есть свои угрозы и риски.
Ограничения:
- дефицит трудовых ресурсов и сокращение населения;
- усиление ограничений со стороны инфраструктуры (транспорт, энергетика);
- исчерпание эффекта девальвации, дешевого сырья и рабочей силы;
- недостаточная эффективность человеческого капитала;
- низкая эффективность государственного управления и рост барьеров для бизнеса;
- низкая концентрация капитала и недостаток конкурентоспособного менеджмента.
Риски:
- невостребованность стратегического управления и доминирование локальных решений;
- угроза вытеснения на периферию мировой экономики;
- отставание от нового этапа развития технологий;
- риски неустойчивости платежного баланса и высокой зависимости от импорта товаров и капитала;
- сохранение социального и регионального неравенства;
- деградация социальной сферы.
Важнейшие индикаторы экономической безопасности: Степень износа активной части основных производственных средств на конец года (60 %), Доля инвестиций в основной капитал в ВВП, % к ВВП (31,5), Внутренние затраты на научные исследования и разработки, % к ВВП (0,64) и т.д.
В целом за последнее время большинство индикаторов экономической безопасности страны не превысило пороговых значений. Вместе с тем сохраняются отдельные внешние и внутренние риски и угрозы, среди них:
- сокращение спроса на белорусскую продукцию на внешних рынках;
- падение экспортных цен;
- повышение цен на ввозимые энергоресурсы и продовольствие;
- высокая энергоемкость и материалоемкость производства;
- недостаточная конкурентоспособность продукции на внешнем и на внутреннем рынках;
- ограниченные инвестиционные возможности;
- недостаточная диверсификация экспорта по видам продукции и странам.
В условиях финансового кризиса особо актуальна финансовая безопасность страны, поскольку финансовое состояние реального сектора, банковской системы и государства предопределяет результативность решения многих проблем. Обеспечение устойчивого финансового положения может требовать значительных внешних и внутренних заимствований, а следовательно, сказаться на показателях финансовой безопасности. В 2010 г. сохраняется необходимость привлечения внешних заимствований, обусловленная несбалансированностью текущего счета платежного баланса, а так же потребностью наращивания государственных золотовалютных резервов, выполняющих роль «подушки безопасности» в случае возникновения дефицита иностранной валюты на валютном рынке. Помимо прямых угроз, связанных с ростом нагрузки на экономику по обслуживанию и погашению внешнего долга, имеются косвенные угрозы сужения возможности проведения самостоятельной экономической политики. Получение стабилизационных кредитов от международных финансовых организаций связывается с выполнением различных условий (ограничение роста зарплаты, денежной массы, дефицит государственного бюджета и т.д.).
- 1. Предмет и задачи курса государственного регулирования экономики.
- 2. Государство как институт политической власти и макроэкономического регулирования.
- 3. Кейнсианская и монетаристская теории государственного экономического регулирования.
- 4. Экономические функции государства.
- 5. Эволюция методов государственного регулирования.
- 6. Типы экономических систем модели рыночной экономики.
- 7. Модели рыночной экономики.
- 8. Объекты и субъекты государственного регулирования.
- 9. Экономика Республики Беларусь как объект государственного регулирования.
- 10. Функции государства в системе регулирования экономики.
- 11. Формы и методы государственного регулирования экономики.
- 13. Президент – глава государства и исполнительной власти.
- 14. Национальное собрание – высший орган законодательной власти.
- 15. Совет министров и его основные функции.
- 16. Республиканские экономические органы управления.
- 17. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой.
- 18. Органы государственного контроля и их основные функции и задачи в сфере регулирования экономических отношений.
- 19. Государственные органы регулирования социальной сферы.
- 20. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования.
- 21. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики.
- 22. Программирование как форма государственного регулирования экономики.
- 23. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы.
- 24. Бюджет, его функциональная роль в регулировании экономики.
- 25. Государственный бюджет рб, принципы построения.
- 26. Тенденции и противоречия бюджетной политики.
- 27. Роль и назначение налогов системе государственного регулирования.
- 28. Виды налогов, механизмы их формирования и направления использования.
- 29. Инструменты воздействия налоговой системы на экономику.
- 30. Дефицитное финансирование государственной деятельности.
- 31. Государственный долг как инструмент регулирования экономики.
- 32. Современные тенденции налоговой политики.
- 33. Теоретические основы денежно-кредитной политики.
- 34. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования.
- 35. Монетаристская количественная теория.
- 37. Политика дорогих и дешёвых денег в экономике.
- 38. Сущность монополизма и его последствия для экономического роста.
- 39. Антимонопольное законодательство рб, его специфика.
- 40. Товарные рынки и их характеристики.
- 41. Определение доминирующего положения на рынке.
- 42. Конкуренция и её виды.
- 43. Сущность инвестиций. Источники инвестирования в экономику.
- 44. Инвестиции как объект государственного регулирования.
- 45. Основные направления государственного регулирования инвестиций.
- 46. Система поддержки благоприятного инвестиционного климата.
- 47. Создание и действие предприятий с иностранными инвестициями на территории рб (сэз).
- 48. Малое предпринимательство как объект государственного регулирования.
- 49. Инструменты поддержки малого бизнеса. Предпринимательские сети.
- 50. Трудовой потенциал и рынок труда рб как объекты государственного регулирования.
- 51. Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда.
- 52. Содействование занятости социально уязвимых групп населения в рамках общих мероприятий политики занятости.
- 53. Профсоюзы и государство в регулировании трудовых отношений.
- 54. Доходы населения: виды и источники формирования. Номинальный и реальный доходы.
- 55. Уровень жизни и бедность.
- 56. Государственная система социальной жизни.
- 57. Теоретические основы государственного регулирования вэд.
- 58. Инструменты регулирования вэд.
- 59. Роль «сэз» в развитии внешнеэкономической деятельности.
- 60. Проблемы экономической безопасности.
- 61. Природно-ресурсный потенциал как объект государственного регулирования.
- 62. Инструменты государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
- 63. Преодоление последствий на чаэс.
- 64. Понятие инноваций. Сущность инновационной деятельности.
- 65. Основные направления деятельности государства в области инноваций.
- 66. Роль научной сферы в национальной экономике.
- 67. Характеристика научно-технического потенциала рб.
- 68. Основные направления государственного регулирования научной сферы.
- 69. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (сша и Япония).
- 70. Государственное регулирование сферы образования.