48. Малое предпринимательство как объект государственного регулирования.
Малый бизнес – важный элемент рыночной и переходной эк-ки, без которого не может гармонично развиваться гос-во. МБ во многом определяет темпы эк роста, структуру и качество ВНП. Под МБ понимается эк деятельность субъекта эк отношений, имеющего юр статус предпринимателя без образования юр лица, либо статус малого предприятия, с опред числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность. С целью четкого определения границ сектора МП в каждой стране законодательно устанавливаются количественные и качественные критерии отнесения организаций к категории малых предприятий.
К субъектам МП относятся: 1. ИП, зарегистрированные в РБ; 2. микроорганизации —комм организации со средней численностью работников до 15 чел включительно; 3. малые организации – со средней численностью работников от 16 до 100 чел включ.
МП способствует формированию конкур среды, насыщению потреб-го рынка, быстро реагирует на изменение конъюнктуры, сглаживает соц конфликты, создает новые рабочие места и составляет позитивную альтернативу криминальному бизнесу. МП явл наиб массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни общества, в которой создается и циркулирует основная масса нац ресурсов. Благодаря высокой приспособленности и массовому охвату практически всех сфер внутреннего рынка страны МП обеспечивает устойчивость развития эк-ки.
Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В то же время МП играет особую роль в странах с переходной эк-кой, осуществляя перераспределение ресурсов из неэффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются наиболее эффективно.
Роль МП в экономике определяется след факторами: численностью МП и ИП в общ численности субъектов рын эк-ки; вкладом МП в создание ВВП, в производство; вкладом субъектов МП в формирование респ и мест бюджетов; ростом численности на МП занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных; насыщением рынка потребительскими товарами;
На МП в разв странах занято почти 60% труд населения, производится 33-60% нац продукта, а доля МП в общем кол-ве предприятий достигает 90-98%.
МП – перспективно развивающийся сектор бел эк-ки, который постепенно увеличивает свой вклад в обеспечение общего эк роста. Но существует ряд проблем, связанных с развитием МП. Так, удельный вес ВВП, произведенного МП в РБ, составляет сегодня всего 12,4% от общего объема ВВП. Большая часть организаций МП сконцентрирована в г. Минске и обл центрах, а в малых городах и сельск местности МБ развит очень слабо.
Именно поэтому гос-во заинтересовано в проведении целенаправленной политики, направленной на регулирование и поддержку МП. Государство создает для всех граждан благоприятные условия для частной инициативы, установления взаимоотношений между бизнесом, обществом и государством, обеспечивает эк, прав и орг-ые условия для поддержки и развития МП.
Гос политика развития МП является частью соц-эк политики страны. Она определяет основные принципы, направления и формы эк и административно-правового воздействия в сфере МП с учетом гос интересов и приоритетов. Содержание и объемы гос регулирования МП, его формы и методы зависят от эк состояния страны и геополитического положения, от истории, традиций и нац культуры.
- 1. Предмет и задачи курса государственного регулирования экономики.
- 2. Государство как институт политической власти и макроэкономического регулирования.
- 3. Кейнсианская и монетаристская теории государственного экономического регулирования.
- 4. Экономические функции государства.
- 5. Эволюция методов государственного регулирования.
- 6. Типы экономических систем модели рыночной экономики.
- 7. Модели рыночной экономики.
- 8. Объекты и субъекты государственного регулирования.
- 9. Экономика Республики Беларусь как объект государственного регулирования.
- 10. Функции государства в системе регулирования экономики.
- 11. Формы и методы государственного регулирования экономики.
- 13. Президент – глава государства и исполнительной власти.
- 14. Национальное собрание – высший орган законодательной власти.
- 15. Совет министров и его основные функции.
- 16. Республиканские экономические органы управления.
- 17. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой.
- 18. Органы государственного контроля и их основные функции и задачи в сфере регулирования экономических отношений.
- 19. Государственные органы регулирования социальной сферы.
- 20. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования.
- 21. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики.
- 22. Программирование как форма государственного регулирования экономики.
- 23. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы.
- 24. Бюджет, его функциональная роль в регулировании экономики.
- 25. Государственный бюджет рб, принципы построения.
- 26. Тенденции и противоречия бюджетной политики.
- 27. Роль и назначение налогов системе государственного регулирования.
- 28. Виды налогов, механизмы их формирования и направления использования.
- 29. Инструменты воздействия налоговой системы на экономику.
- 30. Дефицитное финансирование государственной деятельности.
- 31. Государственный долг как инструмент регулирования экономики.
- 32. Современные тенденции налоговой политики.
- 33. Теоретические основы денежно-кредитной политики.
- 34. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования.
- 35. Монетаристская количественная теория.
- 37. Политика дорогих и дешёвых денег в экономике.
- 38. Сущность монополизма и его последствия для экономического роста.
- 39. Антимонопольное законодательство рб, его специфика.
- 40. Товарные рынки и их характеристики.
- 41. Определение доминирующего положения на рынке.
- 42. Конкуренция и её виды.
- 43. Сущность инвестиций. Источники инвестирования в экономику.
- 44. Инвестиции как объект государственного регулирования.
- 45. Основные направления государственного регулирования инвестиций.
- 46. Система поддержки благоприятного инвестиционного климата.
- 47. Создание и действие предприятий с иностранными инвестициями на территории рб (сэз).
- 48. Малое предпринимательство как объект государственного регулирования.
- 49. Инструменты поддержки малого бизнеса. Предпринимательские сети.
- 50. Трудовой потенциал и рынок труда рб как объекты государственного регулирования.
- 51. Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда.
- 52. Содействование занятости социально уязвимых групп населения в рамках общих мероприятий политики занятости.
- 53. Профсоюзы и государство в регулировании трудовых отношений.
- 54. Доходы населения: виды и источники формирования. Номинальный и реальный доходы.
- 55. Уровень жизни и бедность.
- 56. Государственная система социальной жизни.
- 57. Теоретические основы государственного регулирования вэд.
- 58. Инструменты регулирования вэд.
- 59. Роль «сэз» в развитии внешнеэкономической деятельности.
- 60. Проблемы экономической безопасности.
- 61. Природно-ресурсный потенциал как объект государственного регулирования.
- 62. Инструменты государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
- 63. Преодоление последствий на чаэс.
- 64. Понятие инноваций. Сущность инновационной деятельности.
- 65. Основные направления деятельности государства в области инноваций.
- 66. Роль научной сферы в национальной экономике.
- 67. Характеристика научно-технического потенциала рб.
- 68. Основные направления государственного регулирования научной сферы.
- 69. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (сша и Япония).
- 70. Государственное регулирование сферы образования.