logo
БОБРИК

48. Малое предпринимательство как объект государственного регулирования.

Малый бизнес – важный элемент рыночной и переходной эк-ки, без которого не может гармонично развиваться гос-во. МБ во многом определяет темпы эк роста, структуру и качество ВНП. Под МБ понимается эк деятельность субъекта эк отношений, имеющего юр статус предпринимателя без образования юр лица, либо статус малого предприятия, с опред числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность. С целью четкого определения границ сектора МП в каждой стране законодательно устанавливаются количественные и качественные критерии отнесения организаций к категории малых предприятий.

К субъектам МП относятся: 1. ИП, зарегистрированные в РБ; 2. микроорганизации —комм организации со средней численностью работников до 15 чел включительно; 3. малые организации – со средней численностью работников от 16 до 100 чел включ.

МП способствует формированию конкур среды, насыщению потреб-го рынка, быстро реагирует на изменение конъюнктуры, сглаживает соц конфликты, создает новые рабочие места и составляет позитивную альтернативу криминальному бизнесу. МП явл наиб массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни общества, в которой создается и циркулирует основная масса нац ресурсов. Благодаря высокой приспособленности и массовому охвату практически всех сфер внутреннего рынка страны МП обеспечивает устойчивость развития эк-ки.

Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В то же время МП играет особую роль в странах с переходной эк-кой, осуществляя перераспределение ресурсов из не­эффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются наиболее эффективно.

Роль МП в экономике определяется след факторами: численностью МП и ИП в общ численности субъектов рын эк-ки; вкладом МП в создание ВВП, в производство; вкладом субъектов МП в формирование респ и мест бюджетов; ростом численности на МП занятого трудо­способного населения, вкладом в сокращение числа безработных; насыщением рынка потребительскими товарами;

На МП в разв странах занято почти 60% труд населения, производится 33-60% нац продукта, а доля МП в общем кол-ве предприятий достигает 90-98%.

МП – перспективно развивающийся сектор бел эк-ки, который постепенно увеличивает свой вклад в обеспечение общего эк роста. Но существует ряд проблем, связанных с развитием МП. Так, удельный вес ВВП, произведенного МП в РБ, составляет сегодня всего 12,4% от общего объема ВВП. Большая часть организаций МП сконцентрирована в г. Минске и об­л центрах, а в малых городах и сельск местности МБ развит очень слабо.

Именно поэтому гос-во заинтересовано в проведении целенаправленной политики, направленной на регулирование и поддержку МП. Государство создает для всех граждан благоприятные условия для частной инициативы, установления взаимоотношений между бизнесом, обществом и государством, обеспечивает эк, прав и орг-ые условия для поддержки и развития МП.

Гос политика развития МП является частью соц-эк политики страны. Она определяет основные принципы, направления и формы эк и административно-правового воздействия в сфере МП с учетом гос интересов и приоритетов. Содержание и объемы гос регулирования МП, его формы и методы зависят от эк состояния страны и геополитического положения, от истории, традиций и нац культуры.