63. Преодоление последствий на чаэс.
С 1991 года Беларусь выделила на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы более 13 миллиардов долларов США, что в 1,5 раза превышает национальный бюджет страны за 1985 год. В начале 1990-х годов Беларусь выделяла от 20 до 10 % своего годового национального бюджета на ликвидацию последствий катастрофы в Чернобыле.
Главной целью Государственной программы Республики Беларусь по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на 1992-1995 г.г. стало создание безопасных условий проживания для населения страны и улучшение условий жизни населения, пострадавшего от радиации. Из-за отсутствия экономических ресурсов для создания удовлетворительных условий проживания на загрязненных территориях было решено защитить здоровье населения, главным образом, через массовое переселение людей и минимизацию доз облучения.
Приоритетами Программы на 1996-2000 г.г. стала ликвидация общих факторов риска для здоровья населения, наиболее пострадавшего от катастрофы, и ликвидация экологических, экономических и социальных последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Те же приоритеты легли в основу Программы на 2001-2005 г.г., согласно которой в соответствии с радиологическими, медицинскими и биологическими параметрами Беларусь вошла в стадию долгосрочных последствий бедствия.Сейчас в Беларуси реализовалась четвертая по счету госпрограмма по преодолению последствий от аварии на ЧАЭС, рассчитанная на 2006—2010 годы. Самый важный ее аспект — обеспечение социальной защиты граждан (льготы, компенсации, бесплатное питание школьников на пострадавших территориях, оздоровление, санаторно-курортное лечение детей и взрослых). Отдельное направление программы — социально-экономическая реабилитация пострадавших территорий (газификация населенных пунктов, обеспечение чистой водой). Программа также включает мероприятия по обеспечению радиационного контроля, проведению научных исследований.
В прошлом году на мероприятия по преодолению последствий от аварии на ЧАЭС было израсходовано около 70 млрд. рублей из государственного бюджета. Кроме того, около 18 млрд. белорусских рублей на эти цели было направлено из бюджета Союзного государства.
Правовое регулирование осуществляется на основе Закона "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС" (1991 г.). Закон направлен на защиту прав и интересов граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отселенных и выехавших на новое место жительства с территории радиоактивного загрязнения, проживающих на указанной территории, и иных категорий граждан, определенных данным Законом. В соответствии с данным законом устанавливается статус граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, устанавливаются (определяются) льготы (бесплатное получение лекарств по рецептам врачей, пользование при выходе на пенсию или перемене места работы медицинскими учреждениями, к которым они были прикреплены в период работы, выплату пособия по временной нетрудоспособности , оплату жилой площади и т.д.), определяется размер оплаты труда для лиц работающих в зоне радиактивного загрязнения. Государственный надзор за измерениями радиоактивного загрязнения и контроль радиоактивного загрязнения природной среды, всех видов сырья и продукции осуществляются в порядке, установленном Законом Республики Беларусь "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В 1990 г. при Прокуратуре РБ создана природоохранная прокуратура. Природоохранная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением всеми учреждениями, организациями, предприятиями природоохранного законодательства и Закона РБ о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Природоохранная прокуратура также занимается расследованием уголовных дел, связанных с нарушением природоохранного законодательства и Закона о социальной защите.
С 1998 в Беларуси начал действовать Государственный Комитет по охране природы (Госкомприроды). В настоящее время он преобразован в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. В подчинении Министерства находятся областные комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды. Эти комитеты имеют специализированные областные, городские и районные инспекции. Министерство по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляет контроль и наблюдение за состоянием окружающей среды, а также контроль за выполнением предписанных мер по ликвидации последствий на ЧАЭС. Основными задачами МЧС являются реализация государственной политики в области защиты населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, вызванных промышленными авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, организация государственного надзора за охраной и использованием территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, безопасным ведением работ в отраслях народного хозяйства, обеспечение государственных органов и населения республики информацией о фактических и ожидаемых изменениях гидрометеорологических условий и состоянии загрязнения природной среды.
- 1. Предмет и задачи курса государственного регулирования экономики.
- 2. Государство как институт политической власти и макроэкономического регулирования.
- 3. Кейнсианская и монетаристская теории государственного экономического регулирования.
- 4. Экономические функции государства.
- 5. Эволюция методов государственного регулирования.
- 6. Типы экономических систем модели рыночной экономики.
- 7. Модели рыночной экономики.
- 8. Объекты и субъекты государственного регулирования.
- 9. Экономика Республики Беларусь как объект государственного регулирования.
- 10. Функции государства в системе регулирования экономики.
- 11. Формы и методы государственного регулирования экономики.
- 13. Президент – глава государства и исполнительной власти.
- 14. Национальное собрание – высший орган законодательной власти.
- 15. Совет министров и его основные функции.
- 16. Республиканские экономические органы управления.
- 17. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой.
- 18. Органы государственного контроля и их основные функции и задачи в сфере регулирования экономических отношений.
- 19. Государственные органы регулирования социальной сферы.
- 20. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования.
- 21. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики.
- 22. Программирование как форма государственного регулирования экономики.
- 23. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы.
- 24. Бюджет, его функциональная роль в регулировании экономики.
- 25. Государственный бюджет рб, принципы построения.
- 26. Тенденции и противоречия бюджетной политики.
- 27. Роль и назначение налогов системе государственного регулирования.
- 28. Виды налогов, механизмы их формирования и направления использования.
- 29. Инструменты воздействия налоговой системы на экономику.
- 30. Дефицитное финансирование государственной деятельности.
- 31. Государственный долг как инструмент регулирования экономики.
- 32. Современные тенденции налоговой политики.
- 33. Теоретические основы денежно-кредитной политики.
- 34. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования.
- 35. Монетаристская количественная теория.
- 37. Политика дорогих и дешёвых денег в экономике.
- 38. Сущность монополизма и его последствия для экономического роста.
- 39. Антимонопольное законодательство рб, его специфика.
- 40. Товарные рынки и их характеристики.
- 41. Определение доминирующего положения на рынке.
- 42. Конкуренция и её виды.
- 43. Сущность инвестиций. Источники инвестирования в экономику.
- 44. Инвестиции как объект государственного регулирования.
- 45. Основные направления государственного регулирования инвестиций.
- 46. Система поддержки благоприятного инвестиционного климата.
- 47. Создание и действие предприятий с иностранными инвестициями на территории рб (сэз).
- 48. Малое предпринимательство как объект государственного регулирования.
- 49. Инструменты поддержки малого бизнеса. Предпринимательские сети.
- 50. Трудовой потенциал и рынок труда рб как объекты государственного регулирования.
- 51. Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда.
- 52. Содействование занятости социально уязвимых групп населения в рамках общих мероприятий политики занятости.
- 53. Профсоюзы и государство в регулировании трудовых отношений.
- 54. Доходы населения: виды и источники формирования. Номинальный и реальный доходы.
- 55. Уровень жизни и бедность.
- 56. Государственная система социальной жизни.
- 57. Теоретические основы государственного регулирования вэд.
- 58. Инструменты регулирования вэд.
- 59. Роль «сэз» в развитии внешнеэкономической деятельности.
- 60. Проблемы экономической безопасности.
- 61. Природно-ресурсный потенциал как объект государственного регулирования.
- 62. Инструменты государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
- 63. Преодоление последствий на чаэс.
- 64. Понятие инноваций. Сущность инновационной деятельности.
- 65. Основные направления деятельности государства в области инноваций.
- 66. Роль научной сферы в национальной экономике.
- 67. Характеристика научно-технического потенциала рб.
- 68. Основные направления государственного регулирования научной сферы.
- 69. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (сша и Япония).
- 70. Государственное регулирование сферы образования.