52. Содействование занятости социально уязвимых групп населения в рамках общих мероприятий политики занятости.
Социально-трудовая сфера является одной из наиболее сложных и многогранных составляющих общественной жизни. Принятие и дальнейшая реализация управленческих решений по вопросам труда и социальной защиты затрагивают интересы каждого человека и каждой семьи, оказывают большое влияние на социальный настрой всего общества. Главными задачами социальной защиты населения являются усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности социальной помощи.
С середины 90-х годов в Республике Беларусь начала формироваться национальная законодательно-нормативная база, регламентирующая права и гарантии пожилых людей, инвалидов и семей, воспитывающих детей; стали появляться и развиваться новые формы социального обслуживания населения; государство обратило самое пристальное внимание на проблемы охраны труда, занятости, развития системы заработной платы, демографической ситуации, государственной поддержки материнства и детства. В республике создана система государственной социальной помощи, которая способствует поддержанию доходов малообеспеченных граждан на уровне минимальной государственной гарантии. Осуществляются мероприятия по социальной реабилитации и адаптации инвалидов, предпринят ряд значимых мер по улучшению положения семьи. Действующая система государственных пособий семьям, воспитывающим детей, в совокупности с другими выплатами социального характера, различного рода льготами, обеспечивает прямую материальную поддержку семьи при рождении и воспитании детей.
Сегодня в органах по труду, занятости и социальной защите Республики Беларусь и подчиненных им организациях работает почти 36 тысяч человек. В структуру центрального аппарата Минтруда и соцзащиты входят главные управления, управления, отделы, секторы, департаменты с правами юридического лица: Департамент государственной инспекции труда и Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты. В систему Минтруда и соцзащиты входят структурные подразделения областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в области труда, занятости и социальной защиты, территориальные органы Департамента и Фонда, государственные организации, подчиненные Минтруда и соцзащиты.
В настоящее время для инвалидов при решении проблемы трудоустройства имеются реальные возможности, предоставляемые государством.
В соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь» инвалидам предоставляются дополнительные гарантии занятости, которые обеспечиваются путем:
разработки и реализации целевых государственных программ содействия занятости,
создания дополнительных рабочих мест,
установления брони приема на работу,
предоставления услуг по профессиональной ориентации, организации обучения по специальным программам,
организации адаптации к трудовой деятельности.
- 1. Предмет и задачи курса государственного регулирования экономики.
- 2. Государство как институт политической власти и макроэкономического регулирования.
- 3. Кейнсианская и монетаристская теории государственного экономического регулирования.
- 4. Экономические функции государства.
- 5. Эволюция методов государственного регулирования.
- 6. Типы экономических систем модели рыночной экономики.
- 7. Модели рыночной экономики.
- 8. Объекты и субъекты государственного регулирования.
- 9. Экономика Республики Беларусь как объект государственного регулирования.
- 10. Функции государства в системе регулирования экономики.
- 11. Формы и методы государственного регулирования экономики.
- 13. Президент – глава государства и исполнительной власти.
- 14. Национальное собрание – высший орган законодательной власти.
- 15. Совет министров и его основные функции.
- 16. Республиканские экономические органы управления.
- 17. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой.
- 18. Органы государственного контроля и их основные функции и задачи в сфере регулирования экономических отношений.
- 19. Государственные органы регулирования социальной сферы.
- 20. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования.
- 21. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики.
- 22. Программирование как форма государственного регулирования экономики.
- 23. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы.
- 24. Бюджет, его функциональная роль в регулировании экономики.
- 25. Государственный бюджет рб, принципы построения.
- 26. Тенденции и противоречия бюджетной политики.
- 27. Роль и назначение налогов системе государственного регулирования.
- 28. Виды налогов, механизмы их формирования и направления использования.
- 29. Инструменты воздействия налоговой системы на экономику.
- 30. Дефицитное финансирование государственной деятельности.
- 31. Государственный долг как инструмент регулирования экономики.
- 32. Современные тенденции налоговой политики.
- 33. Теоретические основы денежно-кредитной политики.
- 34. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования.
- 35. Монетаристская количественная теория.
- 37. Политика дорогих и дешёвых денег в экономике.
- 38. Сущность монополизма и его последствия для экономического роста.
- 39. Антимонопольное законодательство рб, его специфика.
- 40. Товарные рынки и их характеристики.
- 41. Определение доминирующего положения на рынке.
- 42. Конкуренция и её виды.
- 43. Сущность инвестиций. Источники инвестирования в экономику.
- 44. Инвестиции как объект государственного регулирования.
- 45. Основные направления государственного регулирования инвестиций.
- 46. Система поддержки благоприятного инвестиционного климата.
- 47. Создание и действие предприятий с иностранными инвестициями на территории рб (сэз).
- 48. Малое предпринимательство как объект государственного регулирования.
- 49. Инструменты поддержки малого бизнеса. Предпринимательские сети.
- 50. Трудовой потенциал и рынок труда рб как объекты государственного регулирования.
- 51. Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда.
- 52. Содействование занятости социально уязвимых групп населения в рамках общих мероприятий политики занятости.
- 53. Профсоюзы и государство в регулировании трудовых отношений.
- 54. Доходы населения: виды и источники формирования. Номинальный и реальный доходы.
- 55. Уровень жизни и бедность.
- 56. Государственная система социальной жизни.
- 57. Теоретические основы государственного регулирования вэд.
- 58. Инструменты регулирования вэд.
- 59. Роль «сэз» в развитии внешнеэкономической деятельности.
- 60. Проблемы экономической безопасности.
- 61. Природно-ресурсный потенциал как объект государственного регулирования.
- 62. Инструменты государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
- 63. Преодоление последствий на чаэс.
- 64. Понятие инноваций. Сущность инновационной деятельности.
- 65. Основные направления деятельности государства в области инноваций.
- 66. Роль научной сферы в национальной экономике.
- 67. Характеристика научно-технического потенциала рб.
- 68. Основные направления государственного регулирования научной сферы.
- 69. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (сша и Япония).
- 70. Государственное регулирование сферы образования.