61. Природно-ресурсный потенциал как объект государственного регулирования.
Природные условия и ресурсы являются одним из важнейших факторов эк развития. Природные, или естественные, ресурсы — это компоненты природной среды, которые на дан уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предмета потребления. Природные ресурсы служат естественной базой развития эк-ки страны, поэтому важным моментом явл раскрытие сущности и эк-ая оценка природно-ресурсного потенциала.
Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или мб использованы в хоз дея-ти при данном уровне технического и соц-эк развития страны с условием сохранения среды обитания человека.
Земельные ресурсы.
Они представляют собой часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования. Земельный фонд РБ – площадь страны, кот составляет 207,6 тыс км2. В Европе по площади Беларусь занимает 13е место.
Наибольшие площади земельного фонда заняты с\х угодиями, что свидетельствует высокой степени с\х освоенности РБ. Однако динамика с\х угодий имеет отрицательную направленность. Это вызвано исключением загрязнённых в результатете аварии на ЧС территорий, отходами земель под строительство, промышленные объекты. Сказывается также нерациональное использование земли. Наибольшую ценность представляют пахотные земли, т.е. наиболее интенсивно используемые земельные ресурсы, систематически обрабатываемые и используемые под посевы с\х культур. В РБ наблюдается сокращение обеспеченности одного жителя пахотными землями, однако по прежнему этот показатель превышает среднемировые нормы практически вдвое.
Водный ресурс.
Включает все пригодные для хоз использования запасы поверхностных и подземных вод. По обеспеченности водными ресурсами на одного жителя РБ находится в лучших условиях, чем некоторые соседние европейские страны.
В РБ более 20 тыс рек, 10 тыс озёр, водохранилища, каналы, значительные запасы пресных и минеральных вод. Вместе с тем для РБ характерно неравномерное распределение водных ресурсов. Так наиболее развитые и густонаселённые территории располагают меньшими ресурсами поверхностных вод.
В структуре водопотребления использование воды на хоз-питьевые нужды – 46%, на производственные – 31%, в с\х, включая трудовое хоз-во – 23%. 195 литров в Беларуси (в Европе 140-150) потребляет человек в сутки. Питьевое водоснабжение осуществляется преимущественно из подземных источников. Питьевой водой из поверхностных источников обеспечиваются жители Полоцка, а также частично Гродно, Минска и Гомеля. Лесные ресурсы.
Общ площадь лесного фонда страны 9,135 млн.га (43% общ площади страны). На душу населения – 141 м2 запаса леса на корню.
Согласно нац законадательству леса являются общественной собственности и находятся в ведении гос-ва.
Все леса разделены на 2 группы:
1. леса заповедников, нац парков а также другие леса, выполняющие защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные ф-ии (51,6%).
2. леса, выполняющие эксплуатационно-защитную ф-ию.
Наиб широко распространенным видом леса явл сосна, ель, берёза, дуб, осина и т.д.
Страна удовлетворяет свои потребности в древесине и поставляет на экспорт около 30% общего объёма заготовленного леса. Но имеется существенный ресурс для роста данного показателя, поскольку в последние годы в стране используется только около 80% нормы ежегодных вырубок леса. В целях восстановления леса на территории РБ создаются искусственные насаждения. Сегодня их площадь составляет порядка 3 млн га (25% покрытых лесом земель).
Минерально-сырьевые ресурсы.
Основой развития современной индустрии и ряда направлений НТП явл минерально-сырьевые ресурсы.
Геологические исследования 2ой половины 20в. опровергли представления о РБ как о стране бедной минерально-сырьевыми ресурсами.
В наст время на территории республики разведано около 5 тыс. месторождений, представляемых около 30 видов минерального сырья.
Важнейшим полезными ископаемыми являются:
- калийные и каменные соли
- торф
- нефть
- строительные материалы и сырьё для их производства
- подземные, пресные и минеральные воды
Топливные минеральные ресурсы включают нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь, горючие сланцы.
Всего учтено более 65 месторождений нефти, 30 из них эксплуатируются, остальные относятся к категории разведываемых или законсервированных.
Начальные запасы нефти оцениваются в 338,3 млн.т. При годовой добыче 2ух млн.т. данных запасов хватит на 35 лет.
При этом нынешние объемы добычи нефти покрывают потребности пр-ва на 10%.
Торфяные ресурсы значительно истощены в след-е их интенсивного использования на предыдущих этапах развития страны.
Известно более 10 тыс. месторождений торфа, из которых 100 эксплуатируются. Годовая добыча – 2 млн.
Прогнозные запасы бурого угля составляют 1350,8 млн.т.
Прогнозные запасы горючих сланцев – 11 млрд.т.
Горно-химическое сырьё представлено калийными и каменными солями, фосфаритами т.д.
Наибольшее значение имеют калийные соли. Промышленные запасы составляют около 7 млрд т, прогнозные запасы – свыше 80 млрд т. Запасы каменной соли оцениваются как практически неисчерпаемые.
Проводятся исследования по вовлечению в эксплуатацию минеральных подземных вод, разведано около 70 источников.
Перспективными на территории страны являются поиски новых месторождений руд чёрных и цветных металлов, алмазов, золота, янтаря и др. видов полезных ископаемых.
Перспективные планы и прогнозы предусматривают разработку экологически безопасных и экономически эффективных технологий добычи, переработки и использования мин-го сырья, а также повышение коэф-та извлечения полезных ископаемых на эксплуатационных месторождениях.
- 1. Предмет и задачи курса государственного регулирования экономики.
- 2. Государство как институт политической власти и макроэкономического регулирования.
- 3. Кейнсианская и монетаристская теории государственного экономического регулирования.
- 4. Экономические функции государства.
- 5. Эволюция методов государственного регулирования.
- 6. Типы экономических систем модели рыночной экономики.
- 7. Модели рыночной экономики.
- 8. Объекты и субъекты государственного регулирования.
- 9. Экономика Республики Беларусь как объект государственного регулирования.
- 10. Функции государства в системе регулирования экономики.
- 11. Формы и методы государственного регулирования экономики.
- 13. Президент – глава государства и исполнительной власти.
- 14. Национальное собрание – высший орган законодательной власти.
- 15. Совет министров и его основные функции.
- 16. Республиканские экономические органы управления.
- 17. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой.
- 18. Органы государственного контроля и их основные функции и задачи в сфере регулирования экономических отношений.
- 19. Государственные органы регулирования социальной сферы.
- 20. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования.
- 21. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики.
- 22. Программирование как форма государственного регулирования экономики.
- 23. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы.
- 24. Бюджет, его функциональная роль в регулировании экономики.
- 25. Государственный бюджет рб, принципы построения.
- 26. Тенденции и противоречия бюджетной политики.
- 27. Роль и назначение налогов системе государственного регулирования.
- 28. Виды налогов, механизмы их формирования и направления использования.
- 29. Инструменты воздействия налоговой системы на экономику.
- 30. Дефицитное финансирование государственной деятельности.
- 31. Государственный долг как инструмент регулирования экономики.
- 32. Современные тенденции налоговой политики.
- 33. Теоретические основы денежно-кредитной политики.
- 34. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования.
- 35. Монетаристская количественная теория.
- 37. Политика дорогих и дешёвых денег в экономике.
- 38. Сущность монополизма и его последствия для экономического роста.
- 39. Антимонопольное законодательство рб, его специфика.
- 40. Товарные рынки и их характеристики.
- 41. Определение доминирующего положения на рынке.
- 42. Конкуренция и её виды.
- 43. Сущность инвестиций. Источники инвестирования в экономику.
- 44. Инвестиции как объект государственного регулирования.
- 45. Основные направления государственного регулирования инвестиций.
- 46. Система поддержки благоприятного инвестиционного климата.
- 47. Создание и действие предприятий с иностранными инвестициями на территории рб (сэз).
- 48. Малое предпринимательство как объект государственного регулирования.
- 49. Инструменты поддержки малого бизнеса. Предпринимательские сети.
- 50. Трудовой потенциал и рынок труда рб как объекты государственного регулирования.
- 51. Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда.
- 52. Содействование занятости социально уязвимых групп населения в рамках общих мероприятий политики занятости.
- 53. Профсоюзы и государство в регулировании трудовых отношений.
- 54. Доходы населения: виды и источники формирования. Номинальный и реальный доходы.
- 55. Уровень жизни и бедность.
- 56. Государственная система социальной жизни.
- 57. Теоретические основы государственного регулирования вэд.
- 58. Инструменты регулирования вэд.
- 59. Роль «сэз» в развитии внешнеэкономической деятельности.
- 60. Проблемы экономической безопасности.
- 61. Природно-ресурсный потенциал как объект государственного регулирования.
- 62. Инструменты государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
- 63. Преодоление последствий на чаэс.
- 64. Понятие инноваций. Сущность инновационной деятельности.
- 65. Основные направления деятельности государства в области инноваций.
- 66. Роль научной сферы в национальной экономике.
- 67. Характеристика научно-технического потенциала рб.
- 68. Основные направления государственного регулирования научной сферы.
- 69. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (сша и Япония).
- 70. Государственное регулирование сферы образования.