49. Инструменты поддержки малого бизнеса. Предпринимательские сети.
Под МБ понимается эк деят-ть субъекта эк отношений, имеющего юр статус предпринимателя без образования юр лица, либо статус малого предприятия, с опред числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказываемогого услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность. Основой системы гос регулирования и поддержки МП в РБ являются закон № 148-З «О поддержке МиСП» от 1 июля 2010 г. и указ Президента РБ № 255 «О некоторых мерах гос поддержки МП» от 21 мая 2009 года. С 1997 г. Разрабатываются и реализуются годовые программы гос поддержки МП, осн целью которых явл формирование благоприятных условий для устойчивого развития МП на основе совершенствования форм и методов гос поддержки МП.
К наст времени сложилась и функционирует единая система поддержки МП, имеющая след структуру: 1. Департамент по предпринимательству Мин-ва эк-ки – гос орган, отвечающий за проведение в жизнь гос политики по поддержке предпринимательства; 2. Совет по развитию предпр-тва в РБ; 3. Межведомственная комиссия по поддержке и развитию МП при СМ; 4. Бел Фонд финансовой поддержки предпринимательства; 5.областные учреждения фин поддержки предпринимателей; 6. субъекты инфраструктуры поддержки предпр-ва в регионах (центры поддержки предпр-ва, инкубаторы МП); 7.некоммерческие организации предпринимателей.
В системе поддержки бизнеса инфраструктура поддержки МП играет важную роль. В целом, инфраструктура поддержки МП - совокупность гос, негос, обществ и комм организаций, регулирующих деятельность предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и др услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для осуществления предпр-ой деят-ти. К осн субъектам инфраструктуры ры поддержки МП относятся центры поддержки предпр-ва (ЦПП), инкубаторы МП (ИМП), технопарки, инновационные центры, центры трансферта технологий, бизнес-ассоциации и бизнес-союзы. Законом №148-3 также предусмотрены виды и условия оказания гос поддержки субъектам МП. К их числу относятся: финансовая; имущественная; информационная поддержка; поддержка участия в процедурах гос закупок товаров (работ, услуг); содействие внешнеторговой деят-ти; поддержка в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров и т.п. Данным законом устанавливаюся особенности правового регулирования поддержки МП, к числу которых относятся: особые режимы налогообложения (использующие упрощенные системы); сокращенный состав бух отчетности; освобождение от обязанности ведения бух учета и составления бух отчетности в предусмотренных законодательсьвом случаях; упрощенный порядок представления гос статистической отчетности. Президентом РБ 31 декабря 2010 г. подписана Директива № 4 «О развитии предпр-й инициативы и стимулировании деловой активности в РБ». Директива направлена на дальнейшую либерализацию бел экономики, повышение ее конкурентоспособности и создание благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития, стимулирование инициативы и соц ответ-ти субъектов хоз-ия, устранение излишних административных барьеров и развитие гос-частного партнерства.
Большое внимание уделяется информационному обеспечению предпр-лей. Организован выпуск газет и журналов. Освоены и новые формы и методы работы по информационному обеспечению предпринимателей. Проводятся ежемесячные информационно-консультативные дни для предпринимателей в налоговых инспекциях, исполкомах с участием гос правоохранительных и контролирующих органов. В целях стимулирования мотивации предпр-го труда организован и с 1997 года ежегодно проводится конкурс на звание лучшего предпринимателя года.
- 1. Предмет и задачи курса государственного регулирования экономики.
- 2. Государство как институт политической власти и макроэкономического регулирования.
- 3. Кейнсианская и монетаристская теории государственного экономического регулирования.
- 4. Экономические функции государства.
- 5. Эволюция методов государственного регулирования.
- 6. Типы экономических систем модели рыночной экономики.
- 7. Модели рыночной экономики.
- 8. Объекты и субъекты государственного регулирования.
- 9. Экономика Республики Беларусь как объект государственного регулирования.
- 10. Функции государства в системе регулирования экономики.
- 11. Формы и методы государственного регулирования экономики.
- 13. Президент – глава государства и исполнительной власти.
- 14. Национальное собрание – высший орган законодательной власти.
- 15. Совет министров и его основные функции.
- 16. Республиканские экономические органы управления.
- 17. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой.
- 18. Органы государственного контроля и их основные функции и задачи в сфере регулирования экономических отношений.
- 19. Государственные органы регулирования социальной сферы.
- 20. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования.
- 21. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики.
- 22. Программирование как форма государственного регулирования экономики.
- 23. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы.
- 24. Бюджет, его функциональная роль в регулировании экономики.
- 25. Государственный бюджет рб, принципы построения.
- 26. Тенденции и противоречия бюджетной политики.
- 27. Роль и назначение налогов системе государственного регулирования.
- 28. Виды налогов, механизмы их формирования и направления использования.
- 29. Инструменты воздействия налоговой системы на экономику.
- 30. Дефицитное финансирование государственной деятельности.
- 31. Государственный долг как инструмент регулирования экономики.
- 32. Современные тенденции налоговой политики.
- 33. Теоретические основы денежно-кредитной политики.
- 34. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования.
- 35. Монетаристская количественная теория.
- 37. Политика дорогих и дешёвых денег в экономике.
- 38. Сущность монополизма и его последствия для экономического роста.
- 39. Антимонопольное законодательство рб, его специфика.
- 40. Товарные рынки и их характеристики.
- 41. Определение доминирующего положения на рынке.
- 42. Конкуренция и её виды.
- 43. Сущность инвестиций. Источники инвестирования в экономику.
- 44. Инвестиции как объект государственного регулирования.
- 45. Основные направления государственного регулирования инвестиций.
- 46. Система поддержки благоприятного инвестиционного климата.
- 47. Создание и действие предприятий с иностранными инвестициями на территории рб (сэз).
- 48. Малое предпринимательство как объект государственного регулирования.
- 49. Инструменты поддержки малого бизнеса. Предпринимательские сети.
- 50. Трудовой потенциал и рынок труда рб как объекты государственного регулирования.
- 51. Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда.
- 52. Содействование занятости социально уязвимых групп населения в рамках общих мероприятий политики занятости.
- 53. Профсоюзы и государство в регулировании трудовых отношений.
- 54. Доходы населения: виды и источники формирования. Номинальный и реальный доходы.
- 55. Уровень жизни и бедность.
- 56. Государственная система социальной жизни.
- 57. Теоретические основы государственного регулирования вэд.
- 58. Инструменты регулирования вэд.
- 59. Роль «сэз» в развитии внешнеэкономической деятельности.
- 60. Проблемы экономической безопасности.
- 61. Природно-ресурсный потенциал как объект государственного регулирования.
- 62. Инструменты государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
- 63. Преодоление последствий на чаэс.
- 64. Понятие инноваций. Сущность инновационной деятельности.
- 65. Основные направления деятельности государства в области инноваций.
- 66. Роль научной сферы в национальной экономике.
- 67. Характеристика научно-технического потенциала рб.
- 68. Основные направления государственного регулирования научной сферы.
- 69. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (сша и Япония).
- 70. Государственное регулирование сферы образования.