42. Конкуренция и её виды.
Роль государства в регулировании деятельности монополий в переходный период заключается не только в ограничительных мерах, основной упор приходится на стимулирование конкуренции, которая является важнейшим элементом антимонопольной политики. Конкуренция оживляет экономику, благодаря ей производители лишены возможности взвинчивать цены, вынуждены снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать в этих целях новые технику и технологии, иначе они просто будут вытеснены с рынка.
Конкуренция - процесс, при котором экономические агенты, действуя на рынке независимо, ограничивают друг друга в возможности контролировать определяющие факторы рынка.
В экономической литературе выделяют 4 типа конкуренции в зависимости от структуры рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Под чистой конкуренцией понимают такую структуру рынка, при которой продукт (услуга) производится большим числом независимых друг от друга производителей. При этом каждый из производителей производит лишь часть общего выпуска продукции и не может повлиять на рыночную цену, изменить объем продаж. Чистая конкуренция на практике бывает редко. Примером могут служить рынки сельскохозяйственных товаров в развитых капиталистических странах.
Чистая монополия — это рынок, где одна фирма является единственным продавцом товара или услуги, не имеющих близких заменителей, и монополист диктует свои условия (цену, объем).
Монополистическая конкуренция предполагает структуру рынка, включающую группу взаимозаменяемых товаров, которые отличаются качественными параметрами, функциональными возможностями. Другими словами, предлагаются различные варианчы одного и того же товара, продаваемого в широком диапазоне цен. Соперничество в этих условиях проявляется не только в цене, но и в качестве, рекламе, условиях продажи.
Олигополия - структура рынка с небольшим числом продавцов данного товара, что обусловливает их взаимозависимость в определении цен и объема производства. Поведение конкурента серьезно влияет на каждого продавца, и каждый из них реагирует на стратегию и действия конкурентов. Участники рынка никогда не уверены в долговременном результате. В условиях олигополии продавец, повышая цену, всегда рискует потерять покупателя, так как соперники тут же реагируют на изменения цены. Основными видами соперничества являются повышение качества, реклама, дизайн, упаковка и т.д.
Возможности и условия реализации товара меняются в зависимости от типа рынка, а тип рынка определяет виды и методы конкуренции. Но вид конкуренции зависит и от самого товара, реализуемого на рынке. В этом случае выделяют три вида конкуренции: функциональную, видовую, предметную.
Функциональная конкуренция возникает в связи с тем, что любая потребность может быть удовлетворена самыми разнообразными способами и, соответственно, все виды, обеспечивающие ее удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Фактор функциональной конкуренции необходимо учитывать даже в отношении уникального товара.
Видовая конкуренция является следствием того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличные друг от друга по каким-либо существенным параметрам.
Предметная конкуренция возникает, когда идентичные товары незначительно различаются или отличаются качеством. Этот вид конкуренции часто называют межфирменной.
В зависимости от механизма и методов выделяют ценовую и неценовую конкуренцию. При ценовой конкуренции товары и услуги предлагаются по более низким ценам. Это имеет место, когда необходимо внедрить на рынке новые товары, укрепить позиции в случае внезапного обострения сбыта, а также для борьбы с фирмами-монополистами. В условиях современного рынка в развитых странах центр конкурентной борьбы смещается все более в сторону неценовой конкуренции. Она основана на том, что не цена является ключевым фактором успеха в борьбе за потребителя, а его качество, сервисное обслуживание, реклама, дизайн, предоставление дополнительных услуг при реализации и эксплуатации изделий.
- 1. Предмет и задачи курса государственного регулирования экономики.
- 2. Государство как институт политической власти и макроэкономического регулирования.
- 3. Кейнсианская и монетаристская теории государственного экономического регулирования.
- 4. Экономические функции государства.
- 5. Эволюция методов государственного регулирования.
- 6. Типы экономических систем модели рыночной экономики.
- 7. Модели рыночной экономики.
- 8. Объекты и субъекты государственного регулирования.
- 9. Экономика Республики Беларусь как объект государственного регулирования.
- 10. Функции государства в системе регулирования экономики.
- 11. Формы и методы государственного регулирования экономики.
- 13. Президент – глава государства и исполнительной власти.
- 14. Национальное собрание – высший орган законодательной власти.
- 15. Совет министров и его основные функции.
- 16. Республиканские экономические органы управления.
- 17. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой.
- 18. Органы государственного контроля и их основные функции и задачи в сфере регулирования экономических отношений.
- 19. Государственные органы регулирования социальной сферы.
- 20. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования.
- 21. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики.
- 22. Программирование как форма государственного регулирования экономики.
- 23. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы.
- 24. Бюджет, его функциональная роль в регулировании экономики.
- 25. Государственный бюджет рб, принципы построения.
- 26. Тенденции и противоречия бюджетной политики.
- 27. Роль и назначение налогов системе государственного регулирования.
- 28. Виды налогов, механизмы их формирования и направления использования.
- 29. Инструменты воздействия налоговой системы на экономику.
- 30. Дефицитное финансирование государственной деятельности.
- 31. Государственный долг как инструмент регулирования экономики.
- 32. Современные тенденции налоговой политики.
- 33. Теоретические основы денежно-кредитной политики.
- 34. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования.
- 35. Монетаристская количественная теория.
- 37. Политика дорогих и дешёвых денег в экономике.
- 38. Сущность монополизма и его последствия для экономического роста.
- 39. Антимонопольное законодательство рб, его специфика.
- 40. Товарные рынки и их характеристики.
- 41. Определение доминирующего положения на рынке.
- 42. Конкуренция и её виды.
- 43. Сущность инвестиций. Источники инвестирования в экономику.
- 44. Инвестиции как объект государственного регулирования.
- 45. Основные направления государственного регулирования инвестиций.
- 46. Система поддержки благоприятного инвестиционного климата.
- 47. Создание и действие предприятий с иностранными инвестициями на территории рб (сэз).
- 48. Малое предпринимательство как объект государственного регулирования.
- 49. Инструменты поддержки малого бизнеса. Предпринимательские сети.
- 50. Трудовой потенциал и рынок труда рб как объекты государственного регулирования.
- 51. Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда.
- 52. Содействование занятости социально уязвимых групп населения в рамках общих мероприятий политики занятости.
- 53. Профсоюзы и государство в регулировании трудовых отношений.
- 54. Доходы населения: виды и источники формирования. Номинальный и реальный доходы.
- 55. Уровень жизни и бедность.
- 56. Государственная система социальной жизни.
- 57. Теоретические основы государственного регулирования вэд.
- 58. Инструменты регулирования вэд.
- 59. Роль «сэз» в развитии внешнеэкономической деятельности.
- 60. Проблемы экономической безопасности.
- 61. Природно-ресурсный потенциал как объект государственного регулирования.
- 62. Инструменты государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
- 63. Преодоление последствий на чаэс.
- 64. Понятие инноваций. Сущность инновационной деятельности.
- 65. Основные направления деятельности государства в области инноваций.
- 66. Роль научной сферы в национальной экономике.
- 67. Характеристика научно-технического потенциала рб.
- 68. Основные направления государственного регулирования научной сферы.
- 69. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (сша и Япония).
- 70. Государственное регулирование сферы образования.