32. Современные тенденции налоговой политики.
Налоговая политика охватывает сложный комплекс проблем формирования бюджетов республиканских и местных органов управления и самоуправления, отражая тем самым интересы соответствующих уровней государственного устройства.
Налогоплательщики, физические и юридические лица, как основные носители налогового бремени формируют свою налоговую политику и она отражает их экономические интересы. Сердцевину этих интересов составляет тенденция к минимизации налоговых платежей. Следовательно, складываются противоречия между тенденциями к максимизации, с одной стороны, и минимизации - с другой.
Государство возникает, функционирует и развивается, нуждаясь в постоянном притоке финансовых средств, в основном путем сбора налоговых платежей и различного рода государственных пошлин. Потребности и интересы государства требуют всевозрастающих ресурсов, аккумулируемых в бюджетах разных уровней. Государственная налоговая политика призвана выражать интересы всех общественных структур и государства в целом как одного из субъектов налоговых отношений.
Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе.
Оценка действующей налоговой системы с позиций ее влияния на экономику и соответствия общепринятым в мировой практике принципам построения таких систем позволяет сделать вывод о необходимости в настоящих условиях кардинальной налоговой реформы.
Необходимы радикальные перемены в общем уровне и структуре налогообложения, а также моделях построения каждого из основных налогов. Главная цель реформы – реально обеспечить эффективное, равное и справедливое налогообложение всех экономических агентов как граждан, так и предприятий независимо от их организационно-правовых форм, видов собственности и отраслевой принадлежности. На практике это означает существенное повышение роли индивидуального подоходного налога при одновременном снижении налоговой нагрузки непосредственно на производственные активы предприятий за счет перестройки налогов на прибыль и недвижимость и перехода к европейской модели налога на добавленную стоимость.
В условиях сложившейся экономической конъюнктуры и ее перспективных изменений основной целевой установкой первого этапа реформы должно стать снижение общего уровня налоговой нагрузки на экономику и более равномерное ее распределение между различными категориями налогоплательщиков. По оценкам специалистов, для преодоления спада производства и оживления инвестиционной активности в предстоящие годы потребуется снижение налоговой нагрузки примерно на 5-6%.
Необходимо: сократить количество налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды, усовершенствовать структуру налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения и финансовой независимости местных бюджетов, также пересмотреть и сократить налоговые льготы по всем применяемым налогам и сборам, укрепить законодательные основы налогообложения и ряд других задач.
Первый этап реконструкции налоговой системы следует связывать с преобразованием собственности, развитием малого и среднего предпринимательства, воздействием на платежеспособный спрос и цены. На втором этапе необходимо создать условия для налогового стимулирования структурной перестройки экономики с привлечением отечественного и иностранного капитала. В разрабатываемой налоговой системе будут три косвенных налога: акцизы, НДС и таможенные пошлины.
Предусматриваются следующие основные направления совершенствования налоговой системы:
• упорядочение льгот по налогу на добавленную стоимость, в результате которого будут исключены льготы, не приносящие реального экономического эффекта.
• совершенствование порядка обложения акцизами, что в значительной степени сократит перечень подакцизной продукции.
• изменение порядка исчисления налога на доходы (прибыль) предприятий.
• изменение схемы обложения подоходным налогом.
• введение социального налога, который объединит отчисления в фонд социальной защиты населения и государственный фонд содействия занятости и другое.
В целом реализация норм Налогового кодекса позволит создать единую цельную систему налогообложения, которая обеспечит справедливое распределение налоговой нагрузки, создаст благоприятные предпосылки для оживления производственной и инвестиционной деятельности, обеспечит разумное сочетание фискальных и стимулирующих элементов налогообложения.
- 1. Предмет и задачи курса государственного регулирования экономики.
- 2. Государство как институт политической власти и макроэкономического регулирования.
- 3. Кейнсианская и монетаристская теории государственного экономического регулирования.
- 4. Экономические функции государства.
- 5. Эволюция методов государственного регулирования.
- 6. Типы экономических систем модели рыночной экономики.
- 7. Модели рыночной экономики.
- 8. Объекты и субъекты государственного регулирования.
- 9. Экономика Республики Беларусь как объект государственного регулирования.
- 10. Функции государства в системе регулирования экономики.
- 11. Формы и методы государственного регулирования экономики.
- 13. Президент – глава государства и исполнительной власти.
- 14. Национальное собрание – высший орган законодательной власти.
- 15. Совет министров и его основные функции.
- 16. Республиканские экономические органы управления.
- 17. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой.
- 18. Органы государственного контроля и их основные функции и задачи в сфере регулирования экономических отношений.
- 19. Государственные органы регулирования социальной сферы.
- 20. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования.
- 21. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики.
- 22. Программирование как форма государственного регулирования экономики.
- 23. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы.
- 24. Бюджет, его функциональная роль в регулировании экономики.
- 25. Государственный бюджет рб, принципы построения.
- 26. Тенденции и противоречия бюджетной политики.
- 27. Роль и назначение налогов системе государственного регулирования.
- 28. Виды налогов, механизмы их формирования и направления использования.
- 29. Инструменты воздействия налоговой системы на экономику.
- 30. Дефицитное финансирование государственной деятельности.
- 31. Государственный долг как инструмент регулирования экономики.
- 32. Современные тенденции налоговой политики.
- 33. Теоретические основы денежно-кредитной политики.
- 34. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования.
- 35. Монетаристская количественная теория.
- 37. Политика дорогих и дешёвых денег в экономике.
- 38. Сущность монополизма и его последствия для экономического роста.
- 39. Антимонопольное законодательство рб, его специфика.
- 40. Товарные рынки и их характеристики.
- 41. Определение доминирующего положения на рынке.
- 42. Конкуренция и её виды.
- 43. Сущность инвестиций. Источники инвестирования в экономику.
- 44. Инвестиции как объект государственного регулирования.
- 45. Основные направления государственного регулирования инвестиций.
- 46. Система поддержки благоприятного инвестиционного климата.
- 47. Создание и действие предприятий с иностранными инвестициями на территории рб (сэз).
- 48. Малое предпринимательство как объект государственного регулирования.
- 49. Инструменты поддержки малого бизнеса. Предпринимательские сети.
- 50. Трудовой потенциал и рынок труда рб как объекты государственного регулирования.
- 51. Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда.
- 52. Содействование занятости социально уязвимых групп населения в рамках общих мероприятий политики занятости.
- 53. Профсоюзы и государство в регулировании трудовых отношений.
- 54. Доходы населения: виды и источники формирования. Номинальный и реальный доходы.
- 55. Уровень жизни и бедность.
- 56. Государственная система социальной жизни.
- 57. Теоретические основы государственного регулирования вэд.
- 58. Инструменты регулирования вэд.
- 59. Роль «сэз» в развитии внешнеэкономической деятельности.
- 60. Проблемы экономической безопасности.
- 61. Природно-ресурсный потенциал как объект государственного регулирования.
- 62. Инструменты государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
- 63. Преодоление последствий на чаэс.
- 64. Понятие инноваций. Сущность инновационной деятельности.
- 65. Основные направления деятельности государства в области инноваций.
- 66. Роль научной сферы в национальной экономике.
- 67. Характеристика научно-технического потенциала рб.
- 68. Основные направления государственного регулирования научной сферы.
- 69. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (сша и Япония).
- 70. Государственное регулирование сферы образования.