29. Финансовый контроль.
Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов.
Он включает:
контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств;
оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
Финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним и призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций.
Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям:
1.Времени проведения: предварительный, текущий, последующий; 2.Субьектам контроля: президентский, контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский; 3.Сфере финансовой деятельности: бюджетный, валютный, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой; 4.Форме проведения: обязательный, инициативный; 5.Методам проведения: проверки, обследования, надзор, ревизии, наблюдение, контроль финансовой деятельности.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств.
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и тд.
В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора — за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.
Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и в Конституциях (Уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти.
Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ.
Счетная палата РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи: - организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов; - подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса; - финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков и т.д.
Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические проверки и ревизии. Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения.
Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ). КРУ Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.
Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.
Главная задача Государственной налоговой службы — обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. "О государственном страховом надзоре РФ" была образована служба государственного надзора за страховой деятельностью.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному Банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента — за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.
Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический. Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.
Новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с конца 80-х гг., — аудиторский. Его основные задачи — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль.
- 1. Производство и его основные факторы. Производственная функция.
- 2. Кривая производственных возможностей (кпв). Альтернативная стоимость.
- 3. Система показателей эластичности и их практическое применение.
- Относительное (процентное) изменение цены (%∆p)
- Перекрестная эластичность спроса.
- 4. Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
- 5. Теория потребительского поведения. Понятие полезности. Выбор потребителя.
- 6. Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия)
- 7. Показатели национального производства. Валовый внутренний продукт, валовый национальный доход и чистый национальный доход. Номинальный и реальный ввп.
- 8. Показатели общего уровня цен (индексы цен).
- 9. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- Макроэкономическое равновесие
- 10. Инфляция, ее определение, виды. Механизмы, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.
- 11. Характеристика рынка труда. Понятие и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл.
- 12. Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста.
- 13. Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
- 14. Понятие «Финансы». Социально – экономическая сущность и функции финансов.
- 15. Содержание и принципы финансовой политики государства
- 16. Финансовая система государства
- 17. Государственный бюджет рф и его функции
- 18. Состав и структура доходов федерального, регионального и местных бюджетов
- Доходы федерального бюджета.
- Доходы бюджетов субъектов рф.
- 19. Бюджетный дефицит и методы его покрытия
- 20. Федеральные налоги
- 21. Налоги субъектов рф.
- 22. Местные налоги и сборы
- 23. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов.
- 24. Государственный долг. Внутренние и внешние займы
- 25. Классификация бюджетных расходов рф
- 26. Бюджетное устройство и бюджетная система рф
- 27. Бюджетный процесс в рф
- 28. Внебюджетные специальные фонды государства
- Пенсионный фонд рф
- Фонд социального страхования рф
- Фонд обязательного медицинского страхования
- 29. Финансовый контроль.
- 30. Затраты предприятия на производство продукции и выручка
- 31. Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.
- 32. Основные фонды и другие внеоборотные активы. Источники их формирования и финансирования воспроизводства.
- 33. Оборотные средства предприятия, их назначение и источники формирования.
- 34. Состав и структура доходов федерального, регионального, местного бюджетов
- 37. Методический инструментарий оценки стоимости денег во времени
- 38. Методы анализа финансового состояния предприятия
- Основные методы анализа
- 39. Анализ ликвидности (платежеспособности) и кредитоспособности предприятия.
- 40. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 41. Оценка стоимости капитала. Взвешивание по балансовой и рыночной стоимости.
- 42. Финансовые отчеты (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый план, другие стандартизированные отчеты)
- 43. Эффект финансового рычага, финансовый риск
- 44. Определение порога рентабельности (безубыточности производства).
- 45. Эффект операционного рычага, предпринимательский риск
- 46. Комплексное оперативное управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами.
- 47 Управление товарными материальными запасами
- 48 Управление дебиторской задолженностью
- 49 Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование управление
- 50 Общие основы управления денежными потоками предприятия
- Отчет о движении денежных средств предприятия
- 2. Анализ денежных потоков предприятия в предшествующем периоде - выявление уровня достаточности формирования денежных средств, эффективности их использования
- 51. Методы анализа денежных потоков
- 52. Планирование денежных потоков и разработка платежного календаря
- 53 .Синхронизация и оптимизация денежных потоков предприятия
- 54. Диагностика банкротства предприятия
- 55 Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций.
- 56. Анализ эффективности инвестиционных проектов.
- 57. Виды и особенности прямых иностранных инвестиций (пии)в России
- 58 Портфельные иностранные инвестиции в России
- 59. Риск и доходность: теория портфеля. Альтернатива «риск-доходность» в финансовом менеджменте.
- 60. Методы управления финансовыми рисками
- 61. Хеджирование финансового риска. Инструменты хеджирования.
- 62. Страхование, функции страхования, характеристика видов страхования
- 63 Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства
- 64. Облигации как инструмент заемного финансирования.
- 65. Функционирование фондовых бирж, профессиональные участники фондовых бирж
- 66. Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования
- 67 Производные ценные бумаги
- 68 Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка
- 69 Рынок корпоративных ценных бумаг в России
- 70 Понятие денежной массы и денежной базы. 89 Понятие «денежный оборот», его содержание и структура.
- 71 Сущность кредиты, его функции
- 72 Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе. Конвертируемая валюта ее виды.
- 73 Характеристика элементов кредитной системы, ее структура
- Структура кредитной системы
- 74 Задачи и функции центральных банков
- 75 Понятие ссудного и банковского процента
- 76 Активные операции коммерческих банков
- 77 Пассивные операции коммерческих банков
- 78. Информационная безопасность в финансовых системах
- 79. Аис в страховании
- 80 Аис в налоговых органах
- 81. Информационные технологии в биржевом деле.
- 82. Аис и аит на предприятиях
- 83. Аис в банках