logo search
лекции по экономике для заочников

7.1 Понятие и показатели качества продукции.

Качество - это совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, отно­сящихся к его способности выполнять установленные и предпола­гаемые потребности. Качество формируется с помощью техники на основе соответствующего образа мышления. Другая формулировка понятия «качество» базируется на несколь­ких различных точках зрения, с помощью которых можно отразить всю многоаспектность этого понятия:

1.С точки зрения объективной оценки свойств продукта каче­ство может быть точно измерено.

2. С точки зрения покупателя качество продукта определяется в большей мере субъективной оценкой потребителя и в меньшей мере — характеристиками самого продукта.

3. С точки зрения производственного процесса качество — это соблюдение спецификаций, и каждое отклонение от них ведет к снижению качества.

4. С точки зрения соотношения цены и полезности качество вы­ражается посредством затрат и цен. Качественный продукт выпол­няет определенную функцию по приемлемой цене, а также в соот­ветствии со спецификацией по приемлемым издержкам.

Выделяют следующие основные причины, почему проблема обес­печения качества так актуальна в современном производства:

• качество — главный критерий для совершения покупки для наиболее значимых покупателей. Потерять заказ из-за недостаточ­ного уровня качества намного хуже, чем из-за слишком высокой цены: так можно потерять клиента навсегда;

• качество всеохватывающе;

• качество — главный инструмент снижения издержек. Всегда дешевле делать правильно с первого раза, чем впоследствии ис­правлять ошибку;

• качество ведет к упрочению позиций фирмы на рынке. В усло­виях открытых и либерализованных рынков товары и услуги ста­новятся все более взаимозаменяемыми. Уровень качества товаров становится решающим.

Понятие «качество» можно рассматривать как двухуровневое. Ка­чество первого уровня — так называемое техническое качество формируется на стадиях исследований, разработок и производства. Управление качеством на этой стадии включает мероприятия по соблюдению необходимого минимума качественных и количествен­ных требований к продукту. Качество второго уровня — коммуника­тивное качество формируется на стадиях пред- и послепродажного обслуживания. Для обеспечения качества на этих стадиях осуществ­ляются мероприятия, направленные на всестороннее удовлетворе­ние запросов клиентов.

Свойства продукции могут быть охарактеризованы количествен­но и качественно.

Количественная характеристика одного или несколь­ких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показа­телем качества продукции. Оценивать качество продукции следует только по совокупности показателей, имеющих к нему непо­средственное отношение и установленных в соответствии с назначе­нием продукции. Показатели качества продукции носят относитель­ный характер, поскольку установленные и предполагаемые потреб­ности могут со временем меняться. В зависимости от числа характеризуемых свойств пока­затели делятся на единичные и комплексные.

Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство изделия.

Комплексные показа­тели принято разделять на обобщенные (характеризуют наиболее существенную совокупность свойств, по которой принято оценивать качество), интегральные (отражают соотношение суммарного по­лезного эффекта и суммарных затрат эксплуатации) и индексные (отражают соотношение качества разнородной продукции).

По применению показатели разделяются на абсолютные (выражаются в натуральных и стоимостных единицах) и относитель­ные (характеризуют свойства по сравнению с базовым, эталонным или конкурирующим образцом).

По характеризуемым свойствам показатели качества делятся следующие группы:

1)Показатели назначения характеризуют сущ­ность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях (например, полезная работа, производительность, мощ­ность).

2)Показатели надежности отражают способность изделия с тече­нием времени выполнять требуемые функции в заданном режиме (безотказности, ремонтопригодности, долговечности, сохраняемости).

3)Показатели безопасности оценивают степень безопасно­сти при эксплуатации (время срабатывания защитных установок, степень изоляции).

4)Показатели технологичности описывают оптимальное распреде­ление затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции (напри­мер, материалоемкость, трудоемкость, себестоимость, фондоемкость).