7.1 Понятие и показатели качества продукции.
Качество - это совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, относящихся к его способности выполнять установленные и предполагаемые потребности. Качество формируется с помощью техники на основе соответствующего образа мышления. Другая формулировка понятия «качество» базируется на нескольких различных точках зрения, с помощью которых можно отразить всю многоаспектность этого понятия:
1.С точки зрения объективной оценки свойств продукта качество может быть точно измерено.
2. С точки зрения покупателя качество продукта определяется в большей мере субъективной оценкой потребителя и в меньшей мере — характеристиками самого продукта.
3. С точки зрения производственного процесса качество — это соблюдение спецификаций, и каждое отклонение от них ведет к снижению качества.
4. С точки зрения соотношения цены и полезности качество выражается посредством затрат и цен. Качественный продукт выполняет определенную функцию по приемлемой цене, а также в соответствии со спецификацией по приемлемым издержкам.
Выделяют следующие основные причины, почему проблема обеспечения качества так актуальна в современном производства:
• качество — главный критерий для совершения покупки для наиболее значимых покупателей. Потерять заказ из-за недостаточного уровня качества намного хуже, чем из-за слишком высокой цены: так можно потерять клиента навсегда;
• качество всеохватывающе;
• качество — главный инструмент снижения издержек. Всегда дешевле делать правильно с первого раза, чем впоследствии исправлять ошибку;
• качество ведет к упрочению позиций фирмы на рынке. В условиях открытых и либерализованных рынков товары и услуги становятся все более взаимозаменяемыми. Уровень качества товаров становится решающим.
Понятие «качество» можно рассматривать как двухуровневое. Качество первого уровня — так называемое техническое качество формируется на стадиях исследований, разработок и производства. Управление качеством на этой стадии включает мероприятия по соблюдению необходимого минимума качественных и количественных требований к продукту. Качество второго уровня — коммуникативное качество формируется на стадиях пред- и послепродажного обслуживания. Для обеспечения качества на этих стадиях осуществляются мероприятия, направленные на всестороннее удовлетворение запросов клиентов.
Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Оценивать качество продукции следует только по совокупности показателей, имеющих к нему непосредственное отношение и установленных в соответствии с назначением продукции. Показатели качества продукции носят относительный характер, поскольку установленные и предполагаемые потребности могут со временем меняться. В зависимости от числа характеризуемых свойств показатели делятся на единичные и комплексные.
Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство изделия.
Комплексные показатели принято разделять на обобщенные (характеризуют наиболее существенную совокупность свойств, по которой принято оценивать качество), интегральные (отражают соотношение суммарного полезного эффекта и суммарных затрат эксплуатации) и индексные (отражают соотношение качества разнородной продукции).
По применению показатели разделяются на абсолютные (выражаются в натуральных и стоимостных единицах) и относительные (характеризуют свойства по сравнению с базовым, эталонным или конкурирующим образцом).
По характеризуемым свойствам показатели качества делятся следующие группы:
1)Показатели назначения характеризуют сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях (например, полезная работа, производительность, мощность).
2)Показатели надежности отражают способность изделия с течением времени выполнять требуемые функции в заданном режиме (безотказности, ремонтопригодности, долговечности, сохраняемости).
3)Показатели безопасности оценивают степень безопасности при эксплуатации (время срабатывания защитных установок, степень изоляции).
4)Показатели технологичности описывают оптимальное распределение затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции (например, материалоемкость, трудоемкость, себестоимость, фондоемкость).
- Тема 1 Вводная лекция
- 1.1 Сущность экономики, предмет и содержание.
- 1.2 Отрасли национального хозяйства и промышленности, их характеристика и классификация.
- 1.2 Отрасли национального хозяйства и промышленности, их характеристика и классификация.
- 1) Сфера материального производства:
- 2) Непроизводственная сфера:
- Тема 2 Организационно-правовые основы деятельности предприятия.
- 2.2 Классификация предприятий
- 2.3 Хозяйственно-правовые формы предприятий.
- Тема 3 Основные средства (фонды) предприятия
- 3.1 Экономическая сущность, состав и структура основных производственных фондов.
- 3.2 Оценка и учет основных фондов.
- 3.3. Износ и амортизация основных фондов.
- Моральный износ оф первой формы можно определить:
- 3.4 Обновление (воспроизводство) основных фондов.
- 3.5 Показатели эффективности использования основных производственных фондов и пути ее повышения.
- Тема 4 Оборотные средства.
- 4.1 Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств.
- 4.2 Нормирование потребности оборотных средств.
- 4.3. Показатели и пути улучшения использования оборотных средств.
- Тема 5 Труд, кадры и заработная плата.
- 5.2 Определение потребности предприятия в персонале.
- 5.3 Сущность и показатели измерения производительности труда.
- 5.4 Сущность, принципы организации заработной платы и регулирование ее размеров.
- 5.5 Тарифная система оплаты труда Республики Беларусь.
- 5.6 Формы и системы заработной платы.
- 2) Повременно-премиальная;
- 3) Штатно-окладная.
- Тема 6 Себестоимость продукции.
- 6.1 Понятие себестоимости продукции, ее виды.
- 6.2 Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции.
- Классификация статей затрат по экономическим элементам.
- Классификация по калькуляционным статьям затрат на единицу продукции.
- Классификация затрат по различным признакам.
- 6.3 Структура себестоимости и факторы снижения издержек производства.
- Тема 7 Качество продукции, производственная программа, доходы (выручка, прибыль, рентабельность).
- 7.1 Понятие и показатели качества продукции.
- 5)Показатели транспортабельности
- 7.3 Производственная программа предприятия и ее показатели.
- 7.4 Экономическое содержание прибыли и доходов.
- 7.5 Виды прибыли предприятия.
- Рентабельность, ее виды и пути повышения.
- Тема 8 Система налогообложения.
- 8.1 Виды налогов.
- 8.2 Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции. Налоги и отчисления, включаемые в цену.
- Акцизы (для подакцизных товаров)
- Расчет акцизов Ан производится по формулам:
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Величина налога рассчитывается следующим образом.
- 1) Налог на недвижимость
- 2) Налог на доходы и прибыль
- 2.1) Налог на доходы
- 2.2) Налог на прибыль
- 3) Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)
- Тема 9 Ценообразование
- 9.1 Сущность и функции цены как экономической категории.
- Система цен их классификация
- 9.3 Методы расчёта отпускной цены.
- Тема 10 Инвестиционная деятельность предприятия.
- 10. 1 Сущность и виды инвестиций.
- 10.2 Источники финансирования в машиностроении.
- Методы оценки инвестиционных проектов.
- 10.4 Сущность, функции и организация финансов предприятия.
- Тема 11 Экономическая эффективность производства и новой техники.
- 11.1 Сущность экономического эффекта и экономической эффективности.
- 11.2 Показатели экономической эффективности производства. Сравнительная экономическая эффективность.