logo
лекции по экономике для заочников

Налог на добавленную стоимость (ндс)

относится к группе косвенных налогов, обеспечивающих доходы бюджета за счет потребителя, поскольку он включается в отпускную цену товара (работ, услуг). Этот налог широко распространен в на­логовых системах практически всех стран мира, т. к. имеет ряд неоспоримых преимуществ. Одним из них является широкая база обложения, которая охватывает как внутренний и внешний товарооборот, так и произведенные работы и услуги, что обеспечивает устойчивый источник поступлений в бюджет. Однотипность в исчислении налога облегчает контроль за налогообложением, упрощает процедуру удержания налога.

Добавленная стоимость - стоимость, которую предприятие добавляет к стоимости сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий в сфере производств или товаров в сфере обращения. Добавленная стоимость при производстве конкретной продукции на предприятии может быть исчислена как разница между суммой выручки реализации продукции (работ, услуг) и материальными затра­тами на производство этой продукции.

Самым распространенным методом исчисления НДС является зачетный метод, суть которого состоит в зачете ранее упла­ченных сумм налога при приобретении материальных ресур­сов для производства продукции или товара. Каждый последующий продавец уплачивает только ту сумму налога, которая начисляется на вновь созданную в процессе производства и об­ращения стоимость.

Налогом облагается любая сделка купли-продажи на всех этапах производства и реализации товара, причем ставка нало­га применяется как к цене покупок, так и к цене продаж. Причитающаяся к уплате в бюджет сумма платежа определяется как разность между налогом на готовый продукт и налогом на закупаемые для его производства ресурсы. В результате одна и та же добавленная стоимость никогда не облагается дважды.

В мировой практике косвенные налоги, к которым относит­ся НДС, взимаются на основании двух основных принципов: принципа страны происхождения и принципа страны назна­чения.

Принцип страны происхождения подразумевает уплату на­логов производителем товара в бюджет своей страны. В этом случае товар на экспорт пойдет после уплаты налога, цена его будет выше, что снижает его конкурентоспособность на миро­вом рынке. Но зато импорт освобождается от уплаты этого на­лога с вытекающими последствиями.

При использовании принципа страны назначения, НДС уп­лачивается на стадии реализации товара независимо от места происхождения товара, т. е. в стране-потребителе. В этом слу­чае налогообложению подвергается импорт, а экспорт товаров (работ, услуг) освобождается от налогообложения. Является налогом на потребление, платит его тот, кто использует товар, потребив таким образом все то, что сделано на всех предшеству­ющих стадиях производства.

Из двух принципов второй считается более предпочтитель­ным, так как он позволяет поддерживать отечественного про­изводителя-экспортера. Производитель освобождается от упла­ты НДС при поставке товара на экспорт, что способствует по­вышению конкурентоспособности его товара. Однако при реализации данного принципа необходим таможенный конт­роль за уплатой НДС на импортируемые товары. Подавляю­щее большинство стран в мире придерживаются второго прин­ципа взимания НДС.

Плательщиками налога выступают юридические лица, включая иностранные юридические лица, осуществляющие на территории Республики Беларусь производственную или коммерческую деятельность.

Объектом обложения являются обороты по реализации то­варов (работ, услуг) на территории республики и экспортно-импортные операции. В облагаемый оборот также включаются суммы денежных средств, получаемые в виде финансовой по­мощи, в порядке натуральной оплаты труда.

Ставки налога на добавленную стоимость устанавливает­ся в следующих размерах:

О % при реализации экспортируемых товаров, работ, услу1' по сопровождению, погрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров; транспортных услуг, услуг по производству товаров № \ давальческого сырья (материалов);

10 % при реализации на территории Республики Беларусь: I

продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства | и пчеловодства;

продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров Республики Беларусь и др.

20 % (основная ставка) при реализации оставшихся видов товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, а также при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.