logo
лекции по экономике для заочников

Рентабельность, ее виды и пути повышения.

Предприятие, осуществляющее производственно-хо­зяйственную деятельность, заинтересовано не только в наи­большей массе прибыли, но и в эффективности использования вложенных в производство средств. Эффективность характеризуется размером прибыли, получаемой предприятием на 1 рубль капитала, на 1 рубль оборота (реализованной продукции) и на 1 рубль инвестиций. Эти показатели получили название рентабельности.

Рентабельность – это показатель, который характеризует эффективность применения или потребления ресурсов, т.е. это показатель эффективности производственной деятельности предприятия за определенный период. Он показывает величину прибыли, полученной предприятием в расчете на 1цу примененных или потребленных ресурсов. Под примененными ресурсами подразумевают внеоборотные активы, а под потребленными - в первую очередь затраты материалов, энергоносителей, труда и т.д.

Различают следующие виды рентабельности:

Рентабельность производства Рп — это отношение прибы­ли за отчетный период (за год) П к среднегодовой стоимости ос­новных средств (производственных фондов) Фср и нормируемых оборотных средств Фоб (Он).

П

Рп = -------------- * 100%

Фср + Фоб

Рентабельность продукции (реализованной) Рпрод рассчитыва­ется как отношение прибыли от реализации продукции Прп к зат­ратам на годовой объем производства продукции, т.е. полной себестоимости реализованной продукции Срп:

Прп

Рпрод = ---------- * 100%

Срп

Разновидностью рентабельности продукции является рен­табельность изделия Ри, которая определяется как отношение прибыли, полученной от реализации изделия соответствующе­го наименования, к себестоимости ее производства.

Ци - Си

Ри = ----------- * 100%,

Си

где Ци, Си — соответственно цена и полная себестоимость изделия.

Рентабельность продаж Рпродаж характеризует прибыль­ность продаж и показывает величину прибыли на 1 рубль продаж.

П

Рпродаж = ------ * 100%,

ВР

ВР – выручка от реализации, тыс.р.

К основным путям повышения рентабельности на предприя­тии относятся:

1) снижение затрат на производство и реализацию продукции;

2) наращивание объемов производства продукции;

3) рост цен на продукцию в результате улучшения ее качества;

4) улучшение использования производственных фондов;

5) совершенствование структуры капитала и источников его формирования;

6) повышение организации производства и управления.