logo
лекции по экономике для заочников

9.3 Методы расчёта отпускной цены.

В зависимости от конкретных условий и целей предприятия используются различные методы расчета предпола­гаемой цены на товар, они объединяются в следую­щие группы:

1) основанные на издержках производства;

2) параметрические методы;

3) метод установления цены на основе проведения подрядных торгов.

1) Методы, основанные на издержках производства:

Затратный метод — метод ценообразования, базирующий­ся на фактически сложившихся затратах. При установлении цен по этому методу возмещаются практически любые затра­ты, цены не стимулируют предприятия к рациональному ис­пользованию ресурсов, к достижению высоких конечных ре­зультатов. На основе издержек устанавливаются цены на новые товары, т.к. нет аналогов, в единичном производстве, при выполнении госзаказа, монопольного положения на рынке. Этот метод отража­ет традиционную ориентацию главным образом на производ­ство и в меньшей степени — на рыночный спрос.

Формула цены Ц при этом ме­тоде:

Ц = С + П+ КН,

где С — себестоимость единицы продукции, руб.;

П — при­быль на единицу продукции, руб.;

КН—косвенныеналогивценепродукции,руб.

Агрегатный метод используется в том случае, если вновь выпущенная продукция состоит из конструктивных элемен­тов (деталей, узлов, комплектующих изделий), цена либо себе­стоимость которых известна. Применяется для расчета цены изделий, собираемых из унифицированных элементов, узлов, (например, металлорежущие станки, другое промышленное оборудование, транспортные средства). Цена продукции, рас­считанная этим методом, представляет собой сумму цен от­дельных конструктивных элементов изделия с добавлением затрат по сборке.

Цизд =Цi + Зсб

Метод структурной аналогии. Применяется в производ­ствах с широкой номенклатурой однотипных изделий или ра­бот (услуг). При расчете цены конкретного изделия используют фактические данные о доле основных видов затрат (материалы, зарплата, амортизация) в цене аналогичного товара.

Цн = Со / До,

где Со – абсолютное значение основного вида затрат при производстве нового изделия;

До – доля основного вида затрат в цене изделия-аналога.

2)Параметрические методы, суть состоит в определении количественных зависимостей между ценой и основными потребительскими свойствами продукции в пределах параметрического ряда.

Параметрический ряд представляет собой группу изделий, которые однородны по конструкции и технологии изготовления, имеют одинаковое или сходное функциональное назначение и различаются между собой количественным уровнем потребительских свойств.

Параметрические методы установления цен наиболее точно и полно связывают цены с качеством, полезностью товаров.

Метод удельной цены. Он используется для расчета и анализа цен товаров, характеризующихся довольно полно одним основным параметром качества: производительность, мощность, грузоподъемность, содержание полезных компонентов в веществе и др. Данный метод широко используется в машиностроении. Вначале определяется удельная цена единицы основного параметра Цо, принятого в качестве представителя параметрического ряда, по формуле

Цо = Цф / Мф,

где Цо — удельная цена единицы основного параметра;

Цф - цена изделия, принятого в качестве изделия-представителя, руб.;

Мф — значение основного параметра (например, мощности) в соответствующих единицах измерения.

Затем рассчитывается цена нового изделия по формуле:

Цн = Цо * Мн,

где Мн — значение основного параметра нового изделия.

В данном случае цена изменяется прямо пропорционально изменению качества товара. Однако во многих случаях этого недостаточно. Для успешного развития и внедрения достиже­ний научно-технического прогресса должен соблюдаться принцип относительного снижения цены на единицу главного (основного) параметра новой продукции по сравнению с базовой. Для этого в формулу вводят поправочные коэффициенты. Недостаток метода удельной цены — учет в ценообразова­нии лишь одного, пусть даже главного параметра. Основная же масса продукции, особенно сложные ее виды, характеризуется широким набором, комплексом технико-экономических пара­метров. Указанный недостаток преодолевается использовани­ем другого параметрического метода — баллового.

Балловый метод. Суть этого параметрического метода заклю­чается в формировании цен на основе экспертных оценок пара­метров качества изделий. Этот метод незаменим в тех случаях, когда цена определяется несколькими параметрами качества, в том числе такими, которые не поддаются количественному со­измерению. К ним относятся удобство использования изделия, эстетические свойства, дизайн, экологичность, противопожарность, органолептические свойства (запах, вкус, цвет).

Для расчета необходимо выбрать базовое изделие и несколь­ко показателей качества в качестве оцениваемых. Если оцени­ваемые показатели неравнозначны для покупателей, их мож­но ранжировать и ввести в расчет коэффициенты весомости.

Метод корреляционно-регрессионного анализа. Суть мето­да состоит в определении эмпирических формул зависимости цен от изменения параметров качества в пределах параметри­ческого ряда изделий. При этом цена выступает как функция от параметров:

Ц = f(x1,x2x3,...,xn),

где xt, хг х3, ..., хп - параметры изделия в натуральных едини­цах измерения.

Этот метод позволяет определять аналитическую форму свя­зи и использовать рассчитанные уравнения регрессии для оп­ределения цен изделий, входящих в данный параметрический ряд. Он является самым точным, совершенным среди парамет­рических методов.

Необходимым условием применения метода является тща­тельная аналитическая работа по формированию параметри­ческого ряда, определению технических и экономических па­раметров, на основе которых он строится. Изделия отбираются в параметрический ряд по признакам однородности техничес­ких требований к ним и однотипности технологии их изготов­ления. Однородность технических требований предполагает наличие одних и тех же основных показателей качества.

  1. Методы установления цены на основе проведения подрядных торгов.