9.3 Методы расчёта отпускной цены.
В зависимости от конкретных условий и целей предприятия используются различные методы расчета предполагаемой цены на товар, они объединяются в следующие группы:
1) основанные на издержках производства;
2) параметрические методы;
3) метод установления цены на основе проведения подрядных торгов.
1) Методы, основанные на издержках производства:
Затратный метод — метод ценообразования, базирующийся на фактически сложившихся затратах. При установлении цен по этому методу возмещаются практически любые затраты, цены не стимулируют предприятия к рациональному использованию ресурсов, к достижению высоких конечных результатов. На основе издержек устанавливаются цены на новые товары, т.к. нет аналогов, в единичном производстве, при выполнении госзаказа, монопольного положения на рынке. Этот метод отражает традиционную ориентацию главным образом на производство и в меньшей степени — на рыночный спрос.
Формула цены Ц при этом методе:
Ц = С + П+ КН,
где С — себестоимость единицы продукции, руб.;
П — прибыль на единицу продукции, руб.;
КН—косвенныеналогивценепродукции,руб.
Агрегатный метод используется в том случае, если вновь выпущенная продукция состоит из конструктивных элементов (деталей, узлов, комплектующих изделий), цена либо себестоимость которых известна. Применяется для расчета цены изделий, собираемых из унифицированных элементов, узлов, (например, металлорежущие станки, другое промышленное оборудование, транспортные средства). Цена продукции, рассчитанная этим методом, представляет собой сумму цен отдельных конструктивных элементов изделия с добавлением затрат по сборке.
Цизд =Цi + Зсб
Метод структурной аналогии. Применяется в производствах с широкой номенклатурой однотипных изделий или работ (услуг). При расчете цены конкретного изделия используют фактические данные о доле основных видов затрат (материалы, зарплата, амортизация) в цене аналогичного товара.
Цн = Со / До,
где Со – абсолютное значение основного вида затрат при производстве нового изделия;
До – доля основного вида затрат в цене изделия-аналога.
2)Параметрические методы, суть состоит в определении количественных зависимостей между ценой и основными потребительскими свойствами продукции в пределах параметрического ряда.
Параметрический ряд представляет собой группу изделий, которые однородны по конструкции и технологии изготовления, имеют одинаковое или сходное функциональное назначение и различаются между собой количественным уровнем потребительских свойств.
Параметрические методы установления цен наиболее точно и полно связывают цены с качеством, полезностью товаров.
Метод удельной цены. Он используется для расчета и анализа цен товаров, характеризующихся довольно полно одним основным параметром качества: производительность, мощность, грузоподъемность, содержание полезных компонентов в веществе и др. Данный метод широко используется в машиностроении. Вначале определяется удельная цена единицы основного параметра Цо, принятого в качестве представителя параметрического ряда, по формуле
Цо = Цф / Мф,
где Цо — удельная цена единицы основного параметра;
Цф - цена изделия, принятого в качестве изделия-представителя, руб.;
Мф — значение основного параметра (например, мощности) в соответствующих единицах измерения.
Затем рассчитывается цена нового изделия по формуле:
Цн = Цо * Мн,
где Мн — значение основного параметра нового изделия.
В данном случае цена изменяется прямо пропорционально изменению качества товара. Однако во многих случаях этого недостаточно. Для успешного развития и внедрения достижений научно-технического прогресса должен соблюдаться принцип относительного снижения цены на единицу главного (основного) параметра новой продукции по сравнению с базовой. Для этого в формулу вводят поправочные коэффициенты. Недостаток метода удельной цены — учет в ценообразовании лишь одного, пусть даже главного параметра. Основная же масса продукции, особенно сложные ее виды, характеризуется широким набором, комплексом технико-экономических параметров. Указанный недостаток преодолевается использованием другого параметрического метода — баллового.
Балловый метод. Суть этого параметрического метода заключается в формировании цен на основе экспертных оценок параметров качества изделий. Этот метод незаменим в тех случаях, когда цена определяется несколькими параметрами качества, в том числе такими, которые не поддаются количественному соизмерению. К ним относятся удобство использования изделия, эстетические свойства, дизайн, экологичность, противопожарность, органолептические свойства (запах, вкус, цвет).
Для расчета необходимо выбрать базовое изделие и несколько показателей качества в качестве оцениваемых. Если оцениваемые показатели неравнозначны для покупателей, их можно ранжировать и ввести в расчет коэффициенты весомости.
Метод корреляционно-регрессионного анализа. Суть метода состоит в определении эмпирических формул зависимости цен от изменения параметров качества в пределах параметрического ряда изделий. При этом цена выступает как функция от параметров:
Ц = f(x1,x2x3,...,xn),
где xt, хг х3, ..., хп - параметры изделия в натуральных единицах измерения.
Этот метод позволяет определять аналитическую форму связи и использовать рассчитанные уравнения регрессии для определения цен изделий, входящих в данный параметрический ряд. Он является самым точным, совершенным среди параметрических методов.
Необходимым условием применения метода является тщательная аналитическая работа по формированию параметрического ряда, определению технических и экономических параметров, на основе которых он строится. Изделия отбираются в параметрический ряд по признакам однородности технических требований к ним и однотипности технологии их изготовления. Однородность технических требований предполагает наличие одних и тех же основных показателей качества.
Методы установления цены на основе проведения подрядных торгов.
- Тема 1 Вводная лекция
- 1.1 Сущность экономики, предмет и содержание.
- 1.2 Отрасли национального хозяйства и промышленности, их характеристика и классификация.
- 1.2 Отрасли национального хозяйства и промышленности, их характеристика и классификация.
- 1) Сфера материального производства:
- 2) Непроизводственная сфера:
- Тема 2 Организационно-правовые основы деятельности предприятия.
- 2.2 Классификация предприятий
- 2.3 Хозяйственно-правовые формы предприятий.
- Тема 3 Основные средства (фонды) предприятия
- 3.1 Экономическая сущность, состав и структура основных производственных фондов.
- 3.2 Оценка и учет основных фондов.
- 3.3. Износ и амортизация основных фондов.
- Моральный износ оф первой формы можно определить:
- 3.4 Обновление (воспроизводство) основных фондов.
- 3.5 Показатели эффективности использования основных производственных фондов и пути ее повышения.
- Тема 4 Оборотные средства.
- 4.1 Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств.
- 4.2 Нормирование потребности оборотных средств.
- 4.3. Показатели и пути улучшения использования оборотных средств.
- Тема 5 Труд, кадры и заработная плата.
- 5.2 Определение потребности предприятия в персонале.
- 5.3 Сущность и показатели измерения производительности труда.
- 5.4 Сущность, принципы организации заработной платы и регулирование ее размеров.
- 5.5 Тарифная система оплаты труда Республики Беларусь.
- 5.6 Формы и системы заработной платы.
- 2) Повременно-премиальная;
- 3) Штатно-окладная.
- Тема 6 Себестоимость продукции.
- 6.1 Понятие себестоимости продукции, ее виды.
- 6.2 Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции.
- Классификация статей затрат по экономическим элементам.
- Классификация по калькуляционным статьям затрат на единицу продукции.
- Классификация затрат по различным признакам.
- 6.3 Структура себестоимости и факторы снижения издержек производства.
- Тема 7 Качество продукции, производственная программа, доходы (выручка, прибыль, рентабельность).
- 7.1 Понятие и показатели качества продукции.
- 5)Показатели транспортабельности
- 7.3 Производственная программа предприятия и ее показатели.
- 7.4 Экономическое содержание прибыли и доходов.
- 7.5 Виды прибыли предприятия.
- Рентабельность, ее виды и пути повышения.
- Тема 8 Система налогообложения.
- 8.1 Виды налогов.
- 8.2 Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции. Налоги и отчисления, включаемые в цену.
- Акцизы (для подакцизных товаров)
- Расчет акцизов Ан производится по формулам:
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Величина налога рассчитывается следующим образом.
- 1) Налог на недвижимость
- 2) Налог на доходы и прибыль
- 2.1) Налог на доходы
- 2.2) Налог на прибыль
- 3) Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)
- Тема 9 Ценообразование
- 9.1 Сущность и функции цены как экономической категории.
- Система цен их классификация
- 9.3 Методы расчёта отпускной цены.
- Тема 10 Инвестиционная деятельность предприятия.
- 10. 1 Сущность и виды инвестиций.
- 10.2 Источники финансирования в машиностроении.
- Методы оценки инвестиционных проектов.
- 10.4 Сущность, функции и организация финансов предприятия.
- Тема 11 Экономическая эффективность производства и новой техники.
- 11.1 Сущность экономического эффекта и экономической эффективности.
- 11.2 Показатели экономической эффективности производства. Сравнительная экономическая эффективность.