Система цен их классификация
Система цен в народном хозяйстве представляет собой совокупность разных видов цен и тарифов, обслуживающих экономические взаимоотношения предприятий, отраслей и регионов, а также государства, отдельных хозяйственных единиц и населения.
Цены принято классифицировать по нескольким признакам:
в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различные виды цен.
Отпускная цена предприятия-изготовителя — цена, по которой предприятие-изготовитель реализует продукцию всем покупателям (оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям), за исключением населения. Она включает в себя:
Цотп = Сп + П + НДС,
(Сп + П) * Нндс
НДС = ------------------------------
100
Оптовая цена формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией розничным и др. организациям.
Цопт = Цотп + Нопт,
Где Нопт – оптовая надбавка, тыс.р.
Оптовая надбавка — надбавка, образующаяся в оптовом звене сферы обращения. Предназначена для компенсации расходов, связанных с операциями купли-продажи и получением прибыли. Устанавливается по соглашению сторон — оптовых и розничных предприятий. Уполномоченные органы государственного управления могут устанавливать ограничение размеров оптовой надбавки.
Розничная цена — цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий любых форм собственности, на рынках. Она является ценой конечного потребления.
Каждый из последующих видов цен в этой цепочке включает в качестве составной части предыдущий вид. Так, отпускная цена оптового предприятия включит отпускную цену предприятия-изготовителя, а розничная цена — отпускную цену оптового предприятия.
Црозн = Цотп(опт) + Нторг,
Где Нторг – торговая надбавка, тыс.р.
Торговая надбавка — надбавка, устанавливаемая торговыми или иными предприятиями при реализации продукции населению. Предназначена для покрытия расходов торговых предприятий, связанных с продажей продукции в розницу, и получения прибыли от этих операций. Уполномоченные органы государственного управления могут устанавливать ограничение размеров торговой надбавки.
По способу установления различают фиксированные, регулируемые и свободные (договорные) цены.
Фиксированные – это твердые государственные цены, размер которых зафиксирован в прейскурантах.
Регулируемые цены - цены, по которым государством устанавливается максимальный и минимальный уровень, переходить который предприятие не имеет право. Они неизбежны в условиях переходного периода и применяются на важнейшую структурообразующую продукцию (нефть, газ, нефтепродукты, электроэнергию), продукцию предприятий-монополистов, оборонного значения, товары и услуги особой социальной значимости и некоторые другие. Ряд видов продукции и услуг, на которые регулируемые цены установлены ниже экономически обоснованного их уровня, убыточны для предприятий и государство вынуждено их дотировать за счет бюджетных средств (квартплата, тарифы электроэнергии, и коммунального хозяйства для населения).
Свободные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон — продавцов и покупателей. Они определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены формируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответствуют рыночной экономике.
3) В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли в сфере народного хозяйства различают оптово-отпускные цены на промышленную продукцию, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, сметные цены в строительстве, тарифы на различные производственные (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные и др.) и непроизводственные (бани, фотографии, медицинские, юридические и др.) услуги.
4) Цены с учетом условий поставки. Традиционно в зависимости от доли включаемых в цены размеров транспортных расходов используются различные виды цен «франко».
5) Цены с учетом их территориального распространения. Выделяют единые республиканские и местные цены.
Единые цены, т.е. цены одного уровня, действуют по всей территории республики. Они устанавливаются и контролируются центральными органами управления (электроэнергия, тарифы на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, квартирная плата и др.).
Местные цены формируются по определенным территориям (областям, районам) под воздействием как рыночных факторов, так под влиянием регулирования со стороны местных органов власти.
В зависимости от рынка, на который поставляется продукция, выделяют цены для внутреннего (республиканского) рынка и цены для внешнего рынка (на экспортируемые товары).
Движение потоков во внешней торговле лежит в основе деления цен на цены на импортируемые и цены на экспортируемые товары.
9) От сроков действия могут использоваться постоянные (долговременные) цены, скользящие, ступенчатые, сезонные цены. Постоянные (долговременные) цены устанавливаются без ограничения срока их действия на большинство товаров массового спроса.
Скользящие цены могут использоваться в долгосрочных договорах на поставку продукции или выполнение заказа, в течение срока исполнения которых могут существенно измениться экономические условия производства и сбыта, а также в период высокой инфляции.
Ступенчатые цены можно устанавливать на продукцию, подверженную быстрому моральному старению с учетом фаз ее жизненного цикла. Цены первой ступени обеспечивают предприятию повышенную прибыльность, а в последней – могут лишь возмещать затраты на производство или их часть.
Сезонные цены определяются дифференцированно по сезонам года и обуславливаются сезонностью производства или реализации продукции, услуг.
Дифференциация цен может осуществляться и по другим признакам, например, в зависимости от характера потребителя, для различных категорий населения.
- Тема 1 Вводная лекция
- 1.1 Сущность экономики, предмет и содержание.
- 1.2 Отрасли национального хозяйства и промышленности, их характеристика и классификация.
- 1.2 Отрасли национального хозяйства и промышленности, их характеристика и классификация.
- 1) Сфера материального производства:
- 2) Непроизводственная сфера:
- Тема 2 Организационно-правовые основы деятельности предприятия.
- 2.2 Классификация предприятий
- 2.3 Хозяйственно-правовые формы предприятий.
- Тема 3 Основные средства (фонды) предприятия
- 3.1 Экономическая сущность, состав и структура основных производственных фондов.
- 3.2 Оценка и учет основных фондов.
- 3.3. Износ и амортизация основных фондов.
- Моральный износ оф первой формы можно определить:
- 3.4 Обновление (воспроизводство) основных фондов.
- 3.5 Показатели эффективности использования основных производственных фондов и пути ее повышения.
- Тема 4 Оборотные средства.
- 4.1 Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств.
- 4.2 Нормирование потребности оборотных средств.
- 4.3. Показатели и пути улучшения использования оборотных средств.
- Тема 5 Труд, кадры и заработная плата.
- 5.2 Определение потребности предприятия в персонале.
- 5.3 Сущность и показатели измерения производительности труда.
- 5.4 Сущность, принципы организации заработной платы и регулирование ее размеров.
- 5.5 Тарифная система оплаты труда Республики Беларусь.
- 5.6 Формы и системы заработной платы.
- 2) Повременно-премиальная;
- 3) Штатно-окладная.
- Тема 6 Себестоимость продукции.
- 6.1 Понятие себестоимости продукции, ее виды.
- 6.2 Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции.
- Классификация статей затрат по экономическим элементам.
- Классификация по калькуляционным статьям затрат на единицу продукции.
- Классификация затрат по различным признакам.
- 6.3 Структура себестоимости и факторы снижения издержек производства.
- Тема 7 Качество продукции, производственная программа, доходы (выручка, прибыль, рентабельность).
- 7.1 Понятие и показатели качества продукции.
- 5)Показатели транспортабельности
- 7.3 Производственная программа предприятия и ее показатели.
- 7.4 Экономическое содержание прибыли и доходов.
- 7.5 Виды прибыли предприятия.
- Рентабельность, ее виды и пути повышения.
- Тема 8 Система налогообложения.
- 8.1 Виды налогов.
- 8.2 Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции. Налоги и отчисления, включаемые в цену.
- Акцизы (для подакцизных товаров)
- Расчет акцизов Ан производится по формулам:
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Величина налога рассчитывается следующим образом.
- 1) Налог на недвижимость
- 2) Налог на доходы и прибыль
- 2.1) Налог на доходы
- 2.2) Налог на прибыль
- 3) Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)
- Тема 9 Ценообразование
- 9.1 Сущность и функции цены как экономической категории.
- Система цен их классификация
- 9.3 Методы расчёта отпускной цены.
- Тема 10 Инвестиционная деятельность предприятия.
- 10. 1 Сущность и виды инвестиций.
- 10.2 Источники финансирования в машиностроении.
- Методы оценки инвестиционных проектов.
- 10.4 Сущность, функции и организация финансов предприятия.
- Тема 11 Экономическая эффективность производства и новой техники.
- 11.1 Сущность экономического эффекта и экономической эффективности.
- 11.2 Показатели экономической эффективности производства. Сравнительная экономическая эффективность.