7.2. Правовое регулирование целевых бюджетных фондов
Целевые бюджетные фонды – это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств; принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения части вновь созданной стоимости.
Под государственным целевым бюджетным фондом понимается фонд денежных средств, образуемый в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по целевому назначению.
В Республике Беларусь перечень государственных целевых бюджетных фондов ежегодно устанавливается в Законе о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. В соответствии со ст. 2 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" государственными целевыми бюджетными фондами на территории Республики Беларусь являются:
Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции продовольствия и аграрной науки;
Государственный фонд содействия занятости;
Республиканский дорожный фонд;
Республиканский фонд охраны природы;
Республиканский фонд "Энергосбережение".
В Законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год предусматривается также образование местных целевых бюджетных фондов. Статья 11 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" предусматривает право областных и местных Советов депутатов образовывать на своей территории местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики и производителей сельскохозяйственной продукции и жилищно-инвестиционные фонды; а также устанавливать целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда. Основным назначением данных фондов является оказание финансовой помощи, субъектам хозяйствования, производящим и реализующим сельскохозяйственную продукцию, а также содержание и ремонт ведомственного жилищного фонда, в том числе предоставление субсидий предприятиям и организациям по возмещению затрат, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг населению.
С 1996 года в целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным предприятиям был образован Республиканский внебюджетный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, который с 1998 г. является государственным целевым бюджетным фондом (Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки). Данный фонд формируется за счет отчислений всеми субъектами хозяйствования в размере 1 % выручки от реализации продукции (работ, услуг). Поступающие в указанный фонд средства направляются на укрепление материально-технической базы производителей сельскохозяйственной продукции и на создание механизированных отрядов.
Для финансирования мероприятий по реализации государственной политики занятости населения в условиях перехода к рыночным отношениям в Республике Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. "О занятости населения Республики Беларусь" был создан Государственный фонд содействия занятости, который с 1998 г. является государственным целевым бюджетным фондом и предназначен для страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения. Средства данного фонда формируются за счет:
1) обязательных отчислений предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и хозяйствования (включая предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателями в размере 1 % от фонда оплаты труда;
2) ассигнований из республиканского и местных бюджетов;
3) добровольных пожертвований и иных поступлений.
Средства данного фонда используются на оказание помощи незанятому населению; посредничество в трудоустройстве; организацию и проведение работ по профессиональной ориентации и подготовке; переподготовку высвобождаемых работников и незанятых граждан; выплату пособия по безработице; организацию общественных работ; содержания службы занятости.
Финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом и развитием (строительством, реконструкцией) автомобильных дорог общего пользования на территории Республики Беларусь осуществляется за счет целевых средств, накапливаемых в дорожных фондах, которые подразделяются на республиканский дорожный фонд и местные дорожные фонды. Указанные фонды образуются в соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. "О дорожных фондах в Республике Беларусь".
Средства дорожных фондов образуются за счет:
налога с пользователей автомобильных дорог;
налога с продаж автомобильного топлива;
налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
платы за проезд по платным автомобильным дорогам и мостам;
платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь.
В дорожные фонды могут направляться также следующие средства:
а) полученные от использования объектов, находящихся в собственности организаций государственного дорожного хозяйства, а также от объектов дорожного сервиса и размещения рекламы;
б) доходы от реализации древесины, полученной в результате ухода за полосой отвода автомобильных дорог;
в) полученные от возмещения вреда, причиненного объектам государственного дорожного хозяйства;
г) полученные от размещения целевых займов, продажи акций в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь;
д) плата банков за пользование средствами дорожных фондов;
е) добровольные взносы юридических и физических лиц;
ж) из других источников (включая ассигнования из республиканского и местных бюджетов, кредиты банков).
Средства дорожных фондов расходуются на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог общего пользования, а также на управление дорожным хозяйством.
Республиканский фонд "Энергосбережение" создается в целях оказания адресной поддержки юридическим и физическим лицам при осуществлении ими мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Фонд образуется за счет поступлений в виде:
платежей за перерасход топлива, электрической и тепловой энергии против установленных норм (предельных уровней) их потребления;
сумм экономических санкций за несвоевременную установку приборов учета расхода топливно-энергетических ресурсов, использование топлива, электрической и тепловой энергии без утвержденных в установленном порядке норм их расхода на производство единицы продукции (работ, услуг), нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией;
добровольных взносов юридических и физических лиц (в том числе и в иностранной валюте);
других платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Средства данного фонда расходуются на финансирование энергосберегающих мероприятий в отраслях народного хозяйства. Расходование средств республиканского фонда "Энергосбережение" на цели, не связанные с энергосберегающей деятельностью, запрещается.
Фонды охраны природы образуются на республиканском и местном уровнях.
Бюджетные фонды охраны природы образуются за счет:
1) налогов за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
2) платежей за размещение отходов производства и потребления;
3) средств, полученных за возмещение вреда, причиненного окружающей среде;
4) штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства;
5) средств от реализации конфискованных орудий рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции;
6) средств от реализации конфискованных орудий охоты, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции;
7) добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных;
8) средств юридических лиц, других природопользователей при их долевом участии в финансировании природоохранных мероприятий;
9) платежей за выдачу разовых разрешений на ввоз в Республику Беларусь озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;
10) платы за пользование банками денежными средствами бюджетных фондов охраны природы.
Расчет платежей и перечисление средств в бюджетные фонды охраны природы осуществляются в порядке, установленном законодательством.
Средства бюджетных фондов охраны природы расходуются на: оздоровление окружающей среды; осуществление мероприятий и программ по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов; научные исследования в области охраны окружающей среды; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых видов природоохранных технологий и техники; сохранение и восстановление водных экологических систем; проведение лабораторных исследований по охране окружающей среды; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; иные нужды, связанные с охраной окружающей среды.
Расходование средств бюджетных фондов охраны природы на цели, не связанные с природоохранной деятельностью, не допускается.
- 1.2. Финансовая деятельность государства. Принципы, методы и формы финансовой деятельности государства
- 1.3. Финансовая система государства и ее состав
- Тема 2. Понятие финансового права. Система и источники финансового права
- 2.1. Понятие, предмет и метод финансового права
- 2.2. Финансовое право в системе права Республики Беларусь: его особенности и связь с другими отраслями права
- 2.3. Система и источники финансового права
- Тема 3. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения, их особенности и виды
- 3.1. Понятие финансово-правовых норм. Особенности финансово-правовых норм
- 3.2. Виды финансово-правовых норм. Структура финансово-правовой нормы
- 3.3. Финансово-правовые отношения. Их особенности и виды. Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений
- Тема 4. Финансовый контроль в республике беларусь
- 4.1. Понятие, цели, задачи и принципы финансового контроля
- 4.2. Виды финансового контроля
- 4.3. Формы и методы финансового контроля
- 4.4. Контрольно-ревизионная документация, порядок ее оформления
- 4.5. Органы, осуществляющие финансовый контроль
- 4.5.1. Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь
- 4.5.2. Полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь в сфере финансового контроля
- 4.5.3. Министерство финансов Республики Беларусь как орган финансового контроля
- 4.5.4. Функции и полномочия Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и его органов в сфере финансового контроля
- Особенная часть тема 5. Бюджетное право и бюджетное устройство республики беларусь
- 5.1. Понятие и значение бюджета
- 5.2. Понятие бюджетного права. Источники бюджетного права. Субъекты бюджетного права. Бюджетные правоотношения
- 5.3. Бюджетное устройство в Республике Беларусь. Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения
- 5.4. Состав доходов и расходов бюджетов. Целевые и резервные фонды бюджета. Оборотная кассовая наличность
- 5.5. Бюджетная классификация и ее правовое значение
- 5.6. Дефицит и профицит бюджета. Секвестр и блокирование бюджета. Защищенные статьи бюджета
- 5.7. Бюджетное регулирование и его методы
- Тема 6. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 6.1. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии
- 6.2. Стадия составления проекта бюджета
- 6.3. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета
- 6.4. Стадия исполнения бюджета
- 6.5. Отчет об исполнении бюджета: порядок его составления и утверждения
- Тема 7. Правовое регулирование государственных денежных фондов
- 7.1. Понятие и виды государственных целевых денежных фондов
- 7.2. Правовое регулирование целевых бюджетных фондов
- 7.3. Правовое регулирование государственных целевых внебюджетных фондов
- Тема 8. Основы налогового права
- 8.1. Понятие налога, его признаки и функции. Отграничение налога от сбора и пошлины. Виды налогов
- 8.2. Правовая конструкция налога
- 8.3. Налоговая система Республики Беларусь. Ее структура и принципы формирования
- 8.4. Понятие налогового права. Место налогового права в системе финансового права
- 8.5. Налоговые правоотношения и их особенности. Субъекты, объекты и содержание налоговых правоотношений
- Тема 9. Правовое регулирование республиканских налогов
- 9.1. Правовое регулирование взимания налога на добавленную стоимость
- 9.2. Правовое регулирование взимания акцизов
- 9.3. Правовое регулирование взимания налогов на прибыль и доходы
- 9.4. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)
- 9.5. Правовое регулирование взимания земельного налога
- 9.6. Правовое регулирование взимания налога на недвижимость
- 9.7. Правовое регулирование подоходного налога с физических лиц
- 9.8. Государственная пошлина
- Тема 10. Особые режимы налогообложения
- 10.1. Понятие и виды особых режимов налогообложения
- 10.2. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию потребителям товаров, работ (услуг)
- 10.3. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
- 10.4. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства
- 10.5. Налог на лотерейную деятельность
- 10.6. Налог на игорный бизнес
- 10.7. Налогообложение в свободных экономических зонах
- Тема 11. Правовое регулирование местных налогов и сборов
- 11.1. Общая характеристика местных налогов и сборов в Республике Беларусь
- 11.2. Налог на продажу товаров в розничной сети
- 11.3. Сборы с пользователей (на примере сбора за парковку в специально оборудованных местах)
- 11.4. Сборы за услуги
- 11.5. Сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения
- 11.6. Целевые сборы
- Тема 12. Правовое регулирование государственных займов
- 12.1. Понятие и значение государственного займа (кредита)
- 12.2. Государственный долг: понятие и виды
- 12.3. Управление государственным долгом
- Тема 13. Правовые основы денежного обращения
- 13.1. Понятие денежной системы и ее составные элементы
- 13.2. Правила ведения кассовых операций и ответственность за их несоблюдение
- 13.3. Понятие расчетных правоотношений. Правовые формы безналичных расчетов. Ответственность за нарушение порядка осуществления безналичных расчетов
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования
- 14.1. Понятие валютных ценностей и иностранной валюты
- 14.2. Понятие валютных операций, их виды. Субъекты валютных операций
- 14.3. Порядок ввоза (вывоза) валюты и платежных документов в иностранной валюте физическими лицами в Республику Беларусь (из Республики Беларусь)
- 14.4. Правовые основы валютного контроля
- Тема 5. Бюджетное право и бюджетное устройство республики беларусь 47
- Тема 6. Бюджетный процесс в республике беларусь 60
- Тема 7. Правовое регулирование государственных денежных фондов 68
- Тема 8. Основы налогового права 77
- Тема 9. Правовое регулирование республиканских налогов 93
- Тема 10. Особые режимы налогообложения 119
- Тема 11. Правовое регулирование местных налогов и сборов 130
- Тема 12. Правовое регулирование государственных займов 137
- Тема 13. Правовые основы денежного обращения 141
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования 154