logo search
фин организации Ильина

Вопрос 5. Планирование себестоимости реализуемой продукции

Себестоимость продукции (работ, услуг) является важнейшим показателем работы предприятия. Величина себестоимости продукции выявляется в ходе про­изводственного планирования и используется в финансовом планировании для определения прибыли, рентабельности всего объема реализуемой продукции и отдельных ее видов.

Полная себестоимость продукции, планируемой к выпуску в предстоящем году, определяется в обобщающем документе - смете затрат на производство и реализацию продукции. При годовом планировании хозяйственной деятельности предпри­ятия смета затрат составляется на год с поквартальной разбивкой. В условиях инфляции составляются квартальные сметы затрат на производство и реализацию продукции. Смета позволяет рассчитать объем реализуемой продукции по себестоимости, прибыль от продажи продукции, оценить материалоемкость и трудоемкость продукции, прогнозировать потребность в оборотных средствах, вложенных в запасы, затраты и готовую продукцию.

Совокупность затрат по элементам в соответствии с ПБУ-10/99 составляет общий объем затрат на производство продукции. Для определения производственной себестоимости из общей суммы затрат на производство прежде всего исключаются затраты, относимые на непроизводственные счета, - стоимость работ по капитальному строительству и капитальному ремонту, которые выполнялись для своего предприятия, транспортные услуги, оказываемые сторонним организациям, непромышленным хозяйствам предприятия, стоимость научно-исследовательских работ, выполняемых для сторонних организаций, и т.п. Далее следует учесть изменение остатков расходов будущих периодов и себестоимости остатков незавершенного производства (в тех отраслях, где в планировании и учете выделяется незавершенное производство): их прирост уменьшает себестоимость товарной продукции, уменьшение - увеличивает.

Для определения полной себестоимости товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде, рассчитанная таким способом производственная себестоимость увеличивается на сумму коммерческих и управленческих расходов. При планировании затрат на реализуемую продукцию следует учесть величину остатков нереализованной продукции, их рассчитывают по производственной себестоимости. Затраты на нее при использовании традиционного метода составят:

Срп = Со1 + Стп— Со2, (5)

где Срп - затраты на реализуемую продукцию по полной себестоимости на предстоящий период (год, квартал);

Со1 - фактическая производственная себестоимость остатков готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода (года, квартала);

Стп - плановая полная себестоимость товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде (году, квартале), определяемая в смете затрат на производство и реализацию продукции;

Со2 - плановая производственная себестоимость остатков готовой продукции, которые не будут реализованы на конец планируемого периода (года, квартала).

При определении полной себестоимости реализуемой продукции эти остатки принимаются в расчет по фактической производственной себестоимости отчетного периода в размере их фактического (ожидаемого) наличия.

При определении остатков нереализованной продукции на конец планируемого периода исходят из однодневного выпуска продукции по производственной себестоимости и нормы запаса в днях. При годовом планировании используются данные IV квартала, при квартальном планировании - данные соответствующего квартала.

Норма запаса в днях, хоты бы ориентировочно, может быть рассчитана на каждом предприятии. По готовой продукции на складе норма в днях - это количество дней, в течение которых продукция находится на складе.

Так как выручка от продажи продукции планируется «по отгрузке», то затраты на реализуемую продукцию определяются с учетом изменения себестоимости остатков готовой продукции на начало и конец года только на складе, т.к. отгруженная продукция считается реализованной. Соответственно остатки, как на начало, так и на конец года будут включать только один элемент «готовую продукцию на складе».

Затраты на реализуемую продукцию возмещаются за счет выручки, поступающей от продажи продукции (доходов от обычных видов деятельности).