logo
фин организации Ильина

Вопрос 10. Формы государственного регулирования финансовой деятельности организаций

1. Регулирование финансовых аспектов создания предприятий различных организационно-правовых форм.

Действующее законодательство регламентирует минимальный размер уставного капитала предприятий, создаваемых в формах общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества. По корпоративным предприятиям, создаваемым в форме открытого акционерного общества, регламентируется также порядок проведения эмиссии акций, объем приобретения пакета акций его учредителями, минимальный объем приобретения акций всеми акционерами в период предусмотренного срока открытой подписки и некоторые другие финансовые аспекты их учреждения.

2. Регулирование порядка формирования информационной базы управления финансовой деятельностью предприятия определяет порядок организации и методов осуществления финансового (бухгалтерского и налогового) учета; содержание Плана счетов и порядка его применения; содержание бухгалтерского отчетного баланса и стандарты финансовой отчетности предприятия; рекомендации по организации и ведению учета отдельных видов активов, финансовых обязательств и других финансовых операций.

3. Налоговое регулирование составляет основу государственного регулирования не только финансовой, но и всей хозяйственной деятельности предприятий. Общие принципы построения налоговой системы страны разрабатываются утверждаются в законодательном порядке.. Система налогообложения дифференцируется по отдельным уровням, а также по источникам уплаты налогов. Система налогового регулирования существенным образом влияет на уровень доходности и риска отдельных направлений финансовой деятельности предприятия и осуществляемых им финансовых операций.

4. Регулирование порядка и форм амортизации основных средств и нематериальных активов. Так как амортизационные отчисления являются одним из важнейших внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, это регулирование существенным образом влияет на состав этих ресурсов и инвестиционные возможности субъектов хозяйствования. Основу такого регулирования составляют утвержденные формы амортизации различных видов внеоборотных активов и ее нормы для целей налогообложения. Амортизацию основных средств разрешено осуществлять несколькими способами: равномерным, методом уменьшаемого остатка, по сумме лет срока полезного использования, пропорционально объему производства.

5. Регулирование кредитных операций. В процессе кредитных отношений с партнерами предприятие может выступать как в роли кредитора (при предоставлении коммерческого или потребительского кредита покупателям своей продукции), так и в роли заемщика (при привлечении финансового или товарного кредита). Действующие нормативно-правовые акты регулируют общий порядок осуществления этих операций, формы и виды кредитов, порядок их обеспечения, ответственность сторон и т.п.

6. Регулирование денежного обращения и форм расчетов. Так как денежный оборот каждого предприятия интегрирован с механизмом денежного обращения страны в целом, его регулирование осуществляется по многим параметрам. Предметом этого регулирования являются формы денежных расчетов по отдельным хозяйственным операциям (наличные или безналичные), порядок хранения свободного остатка денежных средств предприятия, лимитирование сумм наличных денег в его кассе, порядок оприходования поступивших денежных средств и т.п. За несоблюдение установленного правовыми нормами порядка ведения денежных и расчетных операций установлены меры не только финансовой, но даже административной и уголовной ответственности.

7. Валютное регулирование. Система валютного законодательства определяет порядок зачисления иностранной валюты, поступающей в результате внешнеэкономической деятельности предприятий, на счета в уполномоченных банках страны; условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в зарубежных банках; разграничение валютных операций на текущие и связанные с движением капитала и т.п. За нарушение валютного законодательства к предприятиям и их руководителям применяется широкий диапазон мер финансового, административного и уголовного воздействия.

8. Регулирование инвестиционных операций. Это регулирование является одним из наиболее обширных и состоит и настоящее время более чем из 200 нормативно-правовых актов. Оно включает формы инвестиций предприятий и используемые ими инвестиционные инструменты, порядок подготовки и экспертизы инвестиционных проектов, формы иностранного инвестирования и его зашиты, условия осуществления предприятиями инвестиций за рубежом, принципы использования современных форм финансирования инвестиций и т.п.

9. Регулирование рынка ценных бумаг. Выступая эмитентом ценных бумаг (акции, облигаций и т.п.), а также их покупателем и процессе осуществления финансовых инвестиций предприятия являются активными участниками фондового рынка. Государственное регулирование рынка ценных бумаг определяет основные и производные их виды, правила их эмиссии и обращения, обязательные требования к операциям с ценными бумагами, расчетно-депозитарным операциям, порядку ведения реестра и т.п. В процессе этого регулирования соответствующие государственные органы осуществляют разработку основных направлений развития фондового рынка, утверждают стандарты эмитируемых предприятиями отдельных видов ценных бумаг и проспекты их эмиссии, предусматривают меры но защите интересов предприятий - инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов и финансовых посредников.

10. Регулирование операций страхования на финансовом рынке. Характер этого регулирования определяет систему основных требований, предъявляемых к страховщикам финансовых рисков предприятий, формы и условия обязательного страхования их активов (имущества), обязательные требования к осуществлению этих операций, формы ответственности страховщика и страхователя, порядок определения сумм ущерба в резуль­тате наступления страхового случая и т.п.

11. Регулирование порядка и форм санации предпри­ятий. При диагностировании угрозы банкротства действующие правовые нормы предусматривают условия осуществления санации предприятия как по его инициативе, так и по желанию сторонних хозяйствующих субъектов; основные формы осуществления этой санации; порядок оценки ее результатов и др.

12. Регулирование процедур банкротства и ликвидации предприятий. Законодательные и другие нормативные акты определяют понятие банкротства предприятия, порядок возбуждения ходатайства о признании предприятия банкротом и его рассмотрения арбитражным судом, условия и порядок объявления предприятия банкротом, а также финансовое обеспечение ликвидационных процедур при банкротстве.

Характеризуя базу финансовых правоотношений в целом, следует отметить, что она далеко не завершена и требует дальнейшего развития. Процесс ее развития и определяется необходимостью совершенствования по отдельным аспектам регулирования финансовой деятельности предприятий, дальнейшим развитием и углублением рыночных реформ в стране, задачами ее интеграции с мировой системой финансовых правоотношений.