logo
фин организации Ильина

Вопрос 7. Особенности финансов транспорта

Транспорт относится к сфере материального производства. Вместе с тем специфический характер продукции и производственного цикла в этой отрасли обусловливает наличие некоторых особенностей в организации финансов.

Предприятия и учреждения транспорта, осуществляют финансово-экономическую деятельность на принципе сочетания государственного регулирования и рыночных отношений. Продукция транспорта не носит материально-вещественного характера, а имеет форму услуг по производительному перемещению грузов, людей, информации; погрузке и разгрузке, хранению груза и багажа; по предварительной продаже и доставке на дом билетов и т. д. Оказание услуг представляет собой и процесс потребления. Это определяет своеобразие структуры оборотных средств. Таким образом, готовой продукцией, подлежащей реализации на транспорте, является непосредственно транспортный процесс. Производство и реализация продукции совпадают во времени и кругооборот осуществляется в две стадии вместо трех. Затраты общественного труда, связанные с перевозкой продукции, увеличивают ее стоимость на величину транспортных издержек, которые помимо дополнительной новой стоимости содержат и прибавочный продукт. На транспорте велик удельный вес основных производственных фондов, воспроизводство которых требует значительных денежных средств. Важная особенность транспорта заключается и в том, что оплата услуг транспорта обычно предшествует их оказанию. При этом производственный цикл не заканчивается в рамках одного предприятия, а продолжается и завершается на других предприятиях. В результате выручка за услуги аккумулируется в исходном звене производственного цикла (предприятии), а издержки, связанные с оказанием услуг, формируются на разных предприятиях. Это требует особых методов выявления конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности эксплуатационных предприятий. Особенности расчетов за транспортные услуги, воспроизводства основных фондов определяют необходимость централизации части доходов на уровне Министерства путей сообщения с их последующим перераспределением между предприятиями с учетом выполненного объема работ и участия в общих издержках, что и отражается в финансовом плане транспортного предприятия.