5)Показатели транспортабельности
6)Показатели стандартизации и унификации
7)Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции.
8)Эргономические показатели отражают удобство и комфорт эксплуатации (потребления).
9)Показатели эстетичности продукции
10)Экологические показатели отражают уровень вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации (потреблении) продукции.
11)Экономические показатели характеризуют уровень затрат на эксплуатацию.
7.2 Сертификация продукции. Конкурентоспособность товара на предприятии.
Сертификация призвана служить гарантией потребителю в том, что продукция соответствует стандарту или определенным требованиям. Системы сертификации создаются на государственном уровне. В Беларуси правовой основой сертификации является Закон РБ «О сертификации продукции, работ и услуг» от 5 сентября 1995 г. В качестве целей сертификации называются:
• защита потребителя от приобретения (использования) продукции, в том числе импортной, которая опасна для его жизни? здоровья и имущества, а также для окружающей среды;
• содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции.
Структура системы сертификации трехзвенна и включает: 1) Госстандарт; 2) органы по сертификации однородной продукции (юридические лица, получившие аккредитацию); 3) испытательные лаборатории (центры).
В основе сертификации лежат стандарты, соблюдение которых является обязательным условием для успешной работы любого предприятия, организации, учреждения.
В основе стандартизации — технические возможности продукции и услуг, являющиеся результатом достижений науки, техники и практического опыта.
Общепризнанным международным органом, занимающимся вопросами стандартизации, является ИСО, в функции которого входит разработка, утверждение или принятие стандартов, доступных широкому кругу потребителей.
Сертификация — это система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, технических условий и иных нормативных документов, действующих на мировом рынке или в той или иной стране-импортере продукции или услуг.
Сертификация соответствия — действия третьей стороны, доказывающие, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Законодательно утвержден список товаров, подлежащих обязательной сертификации. Как правило, это те товары, нарушение качества которых может нанести вред жизни и здоровью человека. Наряду с обязательной существует и добровольная сертификация, проводимая на добровольной основе по инициативе изготовителя (исполнителя), продавца (поставщика) или потребителя продукции.
При успешном прохождении сертификации предприятию-производителю выдается сертификат соответствия (с максимальным сроком действия 3 года), а также устанавливается право маркировать изделие и/или упаковку, тару и сопроводительную документацию знаком соответствия.
Сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соблюдения всех установленных требований к продукции, процессу или услуге.
Знак соответствия — защищенный в установленном порядке знак, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. С целью установления того, что сертифицированная продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации, проводится инспекционный контроль.
Конкурентоспособность предприятия определяется с помощью двух групп показателей:
1) первая группа включает показатели, отражающие конкурентоспособность выпускаемой продукции и эффективность использования ресурсов;
2) вторая группа включает показатели, характеризующие состояние и использование живого труда, основных производственных фондов, материальных затрат, оборотных средств, а также финансовое положение предприятия.
При оценке конкурентоспособности предприятия предметом пристального внимания должна быть номенклатура выпускаемой продукции и ее конкурентоспособность. Именно продукция с ее - качеством, упаковкой, сервисом, рекламой и т.д. привлекает не только покупателя, но и бизнесмена, акционера, инвестора. Общие правила оценки конкурентоспособности продукции следующие:
— выбор и анализ рынка для реализации товара;
— изучение конкурентов по производству и реализации аналогичных товаров;
— выбор и обоснование наиболее конкурентоспособного товара-аналога в качестве базы для сравнения;
— определение необходимых групп параметров, подлежащих оценке;
— установление набора единичных показателей по соответствующим группам параметров;
— выбор методик расчета, определение и анализ сводных показателей по товарным группам;
— расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара предприятия;
— выработка товарной политики предприятия относительно производства товара для данного рынка, расширения его производства, экспорта, разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности товара, снятия его с производства и др.
Чтобы удовлетворить свою потребность, покупатель должен приобрести товар, а затем, если это достаточно сложное изделие, нести расходы за эксплуатацию — покупать топливо, смазочные масла, запасные части. Таким образом, затраты покупателя складываются из двух частей — расходов на покупку и расходов, связанных с потреблением, что вместе составляет «цену потребления».
Цена потребления существенно выше продажной цены. Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя. Цена потребления складывается из следующих элементов:
расходы на покупку; расходы на транспортировку до места использования; стоимость установки, приведение в работоспособное состояние; обучение персонала; затраты на топливо или электроэнергию; заработная плата персонала; затраты на послегарантийный сервис и покупку запчастей; расходы на страхование изделий; налоги; расходы на утилизацию изделия после выработки ресурса (если изделие продается новому владельцу, эти деньги вычитаются из цены потребителя); непредвиденные расходы.
Число «параметров конкурентоспособности» (структурная схема параметров) зависит от вида и сложности изделия в техническом отношении и эксплуатационном, а также требуемой точности оценки и других внешних факторов.
Технические параметры, которые используют при анализе конкурентоспособности:
Во-первых, классификационные параметры, которые определяют принадлежность изделия к определенному виду (классу) продукции.
Во-вторых, конструктивные, отражающие технико-конструкторские решения, присущие изделиям.
Третьи — нормативные параметры, показывающие соответствует ли изделие стандарту, нормам, правилам.
Определять конкурентоспособность, просто сравнивая параметры проектируемой машины с параметрами имеющихся на рынке, методологически неверно, потому что в данном случае остаются без ответа вопросы о том, насколько эти конкурирующие изделия обеспечивают удовлетворение потребностей покупателя и в каком отношении они (изделия) находятся к перспективным требованиям по потребительским свойствам. Вот почему любое проектирование в идеале должно начинаться с выяснения потребностей потенциальных покупателей и оценки, насколько имеющиеся у конкурентов и проектируемые нами машины удовлетворяют этим потребностям по своим параметрам.
- Тема 1 Вводная лекция
- 1.1 Сущность экономики, предмет и содержание.
- 1.2 Отрасли национального хозяйства и промышленности, их характеристика и классификация.
- 1.2 Отрасли национального хозяйства и промышленности, их характеристика и классификация.
- 1) Сфера материального производства:
- 2) Непроизводственная сфера:
- Тема 2 Организационно-правовые основы деятельности предприятия.
- 2.2 Классификация предприятий
- 2.3 Хозяйственно-правовые формы предприятий.
- Тема 3 Основные средства (фонды) предприятия
- 3.1 Экономическая сущность, состав и структура основных производственных фондов.
- 3.2 Оценка и учет основных фондов.
- 3.3. Износ и амортизация основных фондов.
- Моральный износ оф первой формы можно определить:
- 3.4 Обновление (воспроизводство) основных фондов.
- 3.5 Показатели эффективности использования основных производственных фондов и пути ее повышения.
- Тема 4 Оборотные средства.
- 4.1 Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств.
- 4.2 Нормирование потребности оборотных средств.
- 4.3. Показатели и пути улучшения использования оборотных средств.
- Тема 5 Труд, кадры и заработная плата.
- 5.2 Определение потребности предприятия в персонале.
- 5.3 Сущность и показатели измерения производительности труда.
- 5.4 Сущность, принципы организации заработной платы и регулирование ее размеров.
- 5.5 Тарифная система оплаты труда Республики Беларусь.
- 5.6 Формы и системы заработной платы.
- 2) Повременно-премиальная;
- 3) Штатно-окладная.
- Тема 6 Себестоимость продукции.
- 6.1 Понятие себестоимости продукции, ее виды.
- 6.2 Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции.
- Классификация статей затрат по экономическим элементам.
- Классификация по калькуляционным статьям затрат на единицу продукции.
- Классификация затрат по различным признакам.
- 6.3 Структура себестоимости и факторы снижения издержек производства.
- Тема 7 Качество продукции, производственная программа, доходы (выручка, прибыль, рентабельность).
- 7.1 Понятие и показатели качества продукции.
- 5)Показатели транспортабельности
- 7.3 Производственная программа предприятия и ее показатели.
- 7.4 Экономическое содержание прибыли и доходов.
- 7.5 Виды прибыли предприятия.
- Рентабельность, ее виды и пути повышения.
- Тема 8 Система налогообложения.
- 8.1 Виды налогов.
- 8.2 Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции. Налоги и отчисления, включаемые в цену.
- Акцизы (для подакцизных товаров)
- Расчет акцизов Ан производится по формулам:
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Величина налога рассчитывается следующим образом.
- 1) Налог на недвижимость
- 2) Налог на доходы и прибыль
- 2.1) Налог на доходы
- 2.2) Налог на прибыль
- 3) Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)
- Тема 9 Ценообразование
- 9.1 Сущность и функции цены как экономической категории.
- Система цен их классификация
- 9.3 Методы расчёта отпускной цены.
- Тема 10 Инвестиционная деятельность предприятия.
- 10. 1 Сущность и виды инвестиций.
- 10.2 Источники финансирования в машиностроении.
- Методы оценки инвестиционных проектов.
- 10.4 Сущность, функции и организация финансов предприятия.
- Тема 11 Экономическая эффективность производства и новой техники.
- 11.1 Сущность экономического эффекта и экономической эффективности.
- 11.2 Показатели экономической эффективности производства. Сравнительная экономическая эффективность.