logo search
Финансовое право (БГУ, пособие)

6.4. Стадия исполнения бюджета

Исполнение бюджета – важнейший элемент бюджетного процесса. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления в бюджет доходов, предусмотренных в законе о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год, а также в своевременном и бесперебойном финансировании запланированных расходов.

В целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджетов, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственным средств в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 1998 г. № 565 "О переходе на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета и создании территориальных органов государственного казначейства" в Республике Беларусь стала действовать казначейская система исполнения бюджета. Необходимость перехода к казначейской системе исполнения бюджетов была обусловлена неустойчивостью деятельности многих коммерческих банков, в том числе и тех, которые были уполномочены органами власти участвовать в исполнении бюджетов.

Зачастую коммерческие банки в ущерб интересам государства, использовали бюджетные по своему усмотрению, не осуществляли должный контроль за своевременным зачислением на бюджетные счета доходов бюджетов, а также целевым характером осуществления расходов бюджетных средств. В Республике Беларусь было создано Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь, со счетов которого осуществляется перечисление денежных средств главным распорядителем бюджетных средств.

Необходимым документом для исполнения бюджета является бюджетная роспись, представляющая собой поквартальное распределение доходов и расходов бюджета, источников покрытия дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетная роспись составляется для каждого уровня бюджета. На базе бюджетной росписи для бюджетных учреждений составляются и утверждаются сметы доходов и расходов, на основе которых осуществляется непосредственное расходование бюджетных средств.

Исполнение бюджета по доходам обеспечивается путем уплаты юридическими и физическими лицами налогов и неналоговых платежей безналичными перечислениями и наличными деньгами в размерах и в сроки, определенные законодательством. Так, исполнение республиканского бюджета по доходам предусматривает: зачисление доходов республиканского бюджета, включая средства государственных целевых бюджетных фондов, на единый казначейский счет Главного государственного казначейства; распределение регулирующих налогов в соответствии с законом о бюджете на планируемый финансовый (бюджетный) год; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов республиканского бюджета и отчетность о доходах республиканского бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь.

Исполнение бюджета по расходам осуществляется посредством оплаты обязательств распорядителей средств с текущих счетов территориальных органов казначейства на счета получателей бюджетных средств поставщиков за товары, оказанные услуги, выполненные работы, а также по обязательным платежам и нетоварным расчетам либо самого распорядителя средств для получения наличных денежных средств для расчетов по предъявленным платежным требованиям и платежным поручениям, акцептованным банком.

Практически бюджет исполняется по расходам специальными субъектами – участниками бюджетных правоотношений, которые именуются: главный распорядитель бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств.

Главный распорядитель бюджетных средств: для республиканского бюджета – самостоятельный получатель средств из республиканского бюджета, определенный ведомственной бюджетной классификацией Республики Беларусь; для местного бюджета – государственный орган, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, определенные ведомственной классификацией соответствующего бюджета, имеющие право распределять бюджетные средства между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – государственный орган, орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства между подведомственными бюджетополучателями.

Получатель бюджетных средств (бюджетополучатель) – бюджетное учреждения или иное юридическое лицо, имеющее право на получение средств из бюджета на основании действующего законодательства, решения соответствующего органа либо договора. Данные средства бюджета, которые предусмотрены бюджетной росписью, именуются бюджетными ассигнованиями.

Финансирование расходов по бюджету производится на основании росписи доходов и расходов бюджета. Для осуществления данного процесса составляется смета расходов, которая является основным финансовым планом, определяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета на содержание учреждений и на осуществление централизованных мероприятий. Поквартальное распределение ассигнований должно составляться с учетом сроков выплаты заработной платы и других денежных выплат населению, оплаты расходов за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы, а также сроков проведения отдельных мероприятий и возможности обеспечения их финансирования. Финансирование учреждений, состоящих на бюджете, и централизованных мероприятий, осуществляемых за счет средств бюджета, производится по утвержденным для них сметам расходов. Расходование бюджетных средств на мероприятия, не предусмотренные сметой, или в суммах, превышающих сметные назначения, запрещено. Наличие подобных фактов является нецелевым расходованием бюджетных средств и влечет ответственность, установленную действующим законодательством.

Право юридических лиц на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных в сметах текущего финансового (бюджетного) года, прекращается по окончании счетного периода, после чего остатки неиспользованных бюджетных ассигнований на счетах закрываются Министерством финансов и соответствующими местными финансовыми органами и используются для финансирования расходов соответствующих бюджетов в следующем году.

В ходе исполнения бюджета в течение года возможны изменения плановой величины доходов и расходов, которые законодательно закрепляются законом Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, решениями местных Советов депутатов в пределах утвержденного бюджета и предоставленных им прав. Увеличение или уменьшение объема доходов и расходов республиканского бюджета производится Парламентом Республики Беларусь или по его поручению Президентом Республики Беларусь, местных бюджетов – соответствующими местными Советами депутатов.

В процессе исполнения бюджета устанавливается строгий контроль за целевым использованием бюджетных средств, предоставляемых на возвратной и безвозвратной основе. Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные финансовые, налоговые и таможенные органы. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами вышестоящего уровня. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению производится местными финансовыми и налоговыми органами.

Ключевая роль в сфере контроля за исполнением бюджетного законодательства принадлежит Министерству финансов Республики Беларусь и местным финансовым органам. В соответствии с бюджетным законодательством Министерство финансов Республики Беларусь, местные финансовые органы в установленном порядке имеют право:

1) ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных финансовых средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства Республики Беларусь, регулирующего бюджетные отношения, а также непредставления ими информации о движении государственных финансовых средств по их счетам, нецелевого использования указанных средств;

2) давать обязательные для исполнения банками указания о приостановлении расходных операций по банковским счетам распорядителей средств по бюджету и государственным внебюджетным фондам при нарушении ими законодательства Республики Беларусь;

3) взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства Республики Беларусь, задолженность по займам и ссудам, проценты по займам, а также задолженность по обязательствам, возникшим в случае выполнения Правительством Республики Беларусь платежей по погашению и обслуживанию кредитов, полученных под гарантию Правительства Республики Беларусь.