logo search
АндрееваЛЮ_ФинМен_Учебное пособие

6.1Управление дебиторской задолженностью. Кредитная политика фирмы

Дебиторская задолженность (ДЗ) (accounts receivable) – суммы, которые покупатели должны предприятию.

Эта задолженность образуется во время реализации продукции и превращается в денежные средства по истечении определенного времени. Дебиторская задолженность – сумма долгов, причитающаяся фирме со стороны других предприятий, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами, представлена в виде счетов, отражающих задолженность других компаний. Обычно это товары и услуги проданные, но не оплаченные, например продажа в кредит. Часто рассчитывают чистую дебиторскую задолженность как разницу между фактической суммой и резервом по сомнительным долгам.

Управление дебиторской задолженностью включает в себя следующие направления деятельности:

1) контроль за образованием и состоянием дебиторской задолженности;

2) определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции (кредитной политики);

3) анализ и ранжирование клиентов (на основе кредитных историй);

4) контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным задолженностям (на основе реестра старения дебиторской задолженности);

5) прогноз поступлений денежных средств от дебиторов (на основе коэффициентов инкассации);

6) определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.

Проследим представленные на схеме последовательность и содержание этапов управления дебиторской задолженностью компании (рис. 6.1).

Остановимся подробнее на этих этапах.

1. Образование дебиторской задолженности происходит в процессе накопления общей суммы средств, находящихся в данный момент на счетах дебиторов. Размер дебиторской задолженности определяется двумя факторами: 1) объемом реализации в кредит и 2) средним промежутком времени между реализацией товара и получением выручки.

Проблема образования дебиторской задолженности тесно связана с проблемой ее финансирования. Обычно для финансирования постоянного уровня дебиторской задолженности используют долгосрочные пассивы такие, как акции и облигации, тогда как сезонное или циклическое увеличение может быть профинансировано с помощью краткосрочных кредитов.

Контроль состояния дебиторской задолженности необходим для того, чтобы предотвратить излишнее ее увеличение, которое приводит к снижению денежных поступлений и возникновению безнадежных долгов, способных полностью поглотить прибыль фирмы. В этом случае единственным способом держать ситуацию под наблюдением являются правильный выбор кредитной политики и применение системы контроля счетов к получению.

Используются несколько показателей для контроля состояния дебиторской задолженности:

1) классификация дебиторской задолженности по срокам возникновения (она может использоваться для контроля отдельных дебиторов);

2) величина коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности, в том числе в днях;

3) оценка дебиторской задолженности с позиции платежной дисциплины.

Итоговая информация о взаимоотношениях с дебиторами сосредоточивается в базе данных фирмы и используется для разработки кредитной политики компании.

2. Определение кредитной политики и методов инкассации.

Кредитная политика – комплекс решений, включающих срок действия кредита компании, стандарты кредитоспособности, порядок погашения покупательской задолженности и предполагаемые скидки.

Кредитная политика фирмы определяется:

1) сроками предоставления кредита;

2) стандартами кредитоспособности должников;

3) политикой сбора платежей, т. е. степенью лояльности фирмы по отношению к клиентам, задерживающим выплаты, с точки зрения возможностей предоставления кредита вновь;

4) возможностью предоставления скидок.

Сочетание срока кредита (1) и разрешенных скидок (2) (если они есть) называется условиями ссуды.

Если компания смягчает свою кредитную политику, объем ее продаж должен увеличиться. Действия, смягчающие кредитную политику, предполагают удлинение срока кредита, смягчение стандартов кредитоспособности должника и политики инкассации, а также предоставление скидок при оплате. Однако каждая из этих мер повышает издержки фирмы, предоставляющей кредит. Это происходит потому, что удлинение срока кредита увеличивает как издержки хранения дебиторской задолженности, так и убытки от безнадежных долгов; снижение кредитоспособности и более мягкая политика инкассации также ведут к увеличению стоимости безнадежных долгов, а более высокие скидки при срочной оплате снижают сумму, получаемую компанией за каждую продажу. Компания должна смягчать свою кредитную политику только в том случае, если стоимость этого будет с запасом перекрыта более высокими доходами от реализации.

Рисунок 6.1. Управление дебиторской задолженностью

При оценке риска неплатежа по ссуде используются пять факторов кредита:

1) характер кредита с точки зрения надежности его возврата определяется вероятностью того, что клиент постарается выполнить свои обязательства;

2) способность, т. е. возможность погашения кредита оценивается субъективным суждением о платежеспособности клиента и измеряется прошлым послужным списком и наблюдением;

3) капитал, который является гарантией возврата кредита и измеряется общим финансовым состоянием компании по финансовым отчетам и оценкам коэффициентов риска – отношению суммы долгов к активам, оборотного капитала к краткосрочным обязательствам и коэффициенту покрытия процентов;

4) обеспечение кредита представлено активами, которые клиент может предложить в залог;

5) условия развития кредитных отношений, к которым относятся как общие экономические тенденции, так и особенности развития в определенных географических районах или секторах экономики, которые могут повлиять на способность клиента выполнить свои обязательства.

3. Анализ и ранжирование клиентов осуществляются в зависимости от:

а) объемов закупок;

б) истории кредитных отношений покупателя («кредитной истории»);

в) предлагаемых условий оплаты продукции.

Типичный отчет о кредитных операциях представляет собой так называемую кредитную историю предприятия.

Кредитная история (credit history) – отчет потенциального или уже существующего клиента о том, как он выполнял свои обязательства.

Типичная кредитная история обычно содержит следующую информацию:

1) сводный балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках;

2) ряд ключевых коэффициентов с информацией о тенденциях развития предприятия;

3) информацию, полученную от банков и поставщиков компании о том, быстро или медленно она платит, и о том, не просрочивала ли она платежи в последнее время;

4) описание физического состояния операций компании;

5) описание биографий владельцев компании, включая любые прежние банкротства, судебные иски, обман и т. п.;

6) суммарный рейтинг компании.

4. Контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным задолженностям предполагает классификацию клиентов на 5 или 6 категорий в зависимости от степени риска невозврата долгов и составление реестра старения дебиторской задолженности.

Реестр старения дебиторской задолженности счетов дебиторов содержит перечень основных дебиторов в порядке убывания дебиторской задолженности с указанием удельного веса дебиторской задолженности в составе текущих активов компании. Он обычно приводится в Приложении к Балансу и составляется на основе экспертных оценок или накопленной статистики бухгалтерских проводок.

5. Прогноз поступлений денежных средств по отсроченным и просроченным задолженностям, определение резерва по сомнительным долгам осуществляется на основе коэффициентов инкассации.

Инкассация наличности (cash collecting) – процесс получения денежных средств за реализованную продукцию.

Коэффициент инкассации рассчитывается на основе анализа денежных поступлений от погашения дебиторской задолженности прошлых периодов и позволяет определить процент безнадежных долгов.

Российское законодательство предусматривает создание резерва по сомнительным долгам за счет отчислений от прибыли и возможность списания этих долгов с общей суммы дебиторской задолженности предприятия.

Коэффициент инкассации можно рассчитать по формуле:

Ki =

где

i – месяц отгрузки;

j – месяц погашения дебиторской задолженности.

Пример. Предположим, что некая компания X отгрузила продукцию в январе. В течение января покупателем было оплачено 30 % отгруженной продукции, в феврале – еще 50 %, в марте – еще 15 %. Тогда по истечении 90 дней погашенной оказалось 95 % дебиторской задолженности. В этом случае, согласно определению дебиторской задолженности как предоставление краткосрочного коммерческого кредита на срок не более трех месяцев, оставшиеся непогашенными 5 % списываются как безнадежные долги.

6. Методы сокращения дебиторской задолженности:

а) политика инкассации – методы, которые компания использует для взимания дебиторской задолженности;

б) заключение договоров с покупателями с гибкими условиями сроков и формы оплаты:

в) продажа дебиторской задолженности – факторинг.

Факторинг (factor – агент, посредник) – вид финансовых услуг, оказываемых коммерческими банками или фактор-компаниями мелким и средним фирмам-клиентам.

Суть услуг состоит в том, что фактор-фирма, имеющая статус кредитного учреждения, приобретает у клиента право на взыскание долгов и частично оплачивает своим клиентам требования к их должникам, т. е. возвращает долги в размере, как правило, от 70 до 90 % долга до наступления срока их оплаты должником. Остальная часть долга за вычетом процентов возвращается клиентам после погашения должником всего долга. В результате клиент фактор-фирмы получает возможность быстрее возвратить долги, осуществить платежи, за что он выплачивает фактор-фирме определенный процент. При осуществлении факторинга клиент передает свое право получения долга от должника фактор-фирме. Факторинг возник как посредническая операция в торговле, затем приобрел форму кредитования (рис. 6.2).

Рисунок 6.2. Факторинг

Специальное агентство (фактор) и клиент заключают договор о продаже конкретной дебиторской задолженности. Затем предприятие извещает должника о том, что фактор купил их долги. После этого фактор осуществляет платежи фирме на основании договора, причем независимо от того, заплатил покупатель или нет. За предоставление такой услуги клиент получает номинальную сумму долга со скидкой. Факторинг может быть использован для расширения продаж, поскольку дает возможность реализовывать продукцию новым группам покупателей, а также способствует более быстрой оборачиваемости капитала. Однако факторинг имеет ряд недостатков: фирма несет чистые убытки из-за получения неполной суммы долга; возникает возможность потери контроля над должником, а также потери информации о должниках как потенциальных клиентах. Применение его в России затруднено из-за обесценения долгов вследствие инфляции.