logo
АндрееваЛЮ_ФинМен_Учебное пособие

4.2.4Показатели рентабельности

Показатели рентабельности – показатели обобщенной характеристики эффективности работы компании в целом, показывающие, насколько прибыльна деятельность компании.

Рентабельность реализованной продукции (profit margin on sales) – отношение чистой прибыли, доступной владельцам обыкновенных акций, к выручке от реализации.

По этому показателю узнают, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции.

Рентабельность реализованной продукции можно представить в виде:

RentSR= 100%,

где

Ninс (net common income) – чистая прибыль, доступная владельцам обыкновенного капитала;

SR (sales revenue) – выручка от реализации;

NInс = NIn Divpr∙Qpr,

NIn (net income) – чистая прибыль;

Divpr (dividends to preferred stockholders) – дивиденды по привилегированным акциям;

Qpr (quantity of preferred stocks) – количество выпущенных привилегированных акций.

Пример. Из Отчета о прибылях и убытках компании А видно, что сумма, выплаченная в качестве дивидендов по привилегированным акциям, составляет 10 тыс. у.д.е., тогда чистая прибыль, доступная держателям обыкновенных акций, составляет:

120-10 = 110 (тыс. у.д.е.),

а рентабельность реализации равна:

Это означает, что эффективность производства и реализации компании А для ее обыкновенных акционеров составляет 3,7 %.

Коэффициент генерирования доходов (basic earning power) – отношение прибыли до выплаты процентов и налогов к активам компании; показывает, сколько прибыли принесла каждая денежная единица, вложенная в активы компании.

Используется для того, чтобы можно было сравнить показатель генерирования доходов данного предприятия с аналогичным показателем конкурирующих фирм, находящихся в других налоговых ситуациях.

Коэффициент генерирования доходов вычислим по формуле:

ВЕР =

где

EBIT (earnings before interests and taxes) – прибыль до вычета процентов и налогов;

A (assets) – активы.

Пример. Из Отчета о прибылях и убытках видно, что компания А заработала 266 тыс. у.д.е. до уплаты процентов и налогов. Следовательно, коэффициент генерирования доходов компании А равен:

Значит, отдача средств, вложенных в активы, составляет 13,3 % независимо от источников финансирования и налогообложения деятельности компании А, поскольку коэффициент генерирования доходов рассчитывается на основании заработанной прибыли, т. е. прибыли до начисления процентов и налогов.

Рентабельность активов (rate of return on total assets, ROA) – отношение чистой прибыли, доступной держателям обыкновенных акций, к среднегодовой стоимости активов.

Этот коэффициент показывает, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли независимо от источника привлечения этих средств. Наиболее важный индикатор конкурентоспособности предприятия по сравнению со среднеотраслевым значением.

Рентабельность активов представим в виде формулы:

ROA =

где

Ninс (net common income) – чистая прибыль, доступная обыкновенным акционерам;

A (assets) – активы.

Пример. Для расчета показателя рентабельности активов берутся данные из Баланса компании (активы компании А составляют 2000 тыс. у.д.е.), а также из Отчета о прибылях и убытках (чистая прибыль, доступная обыкновенным акционерам, равна ПО тыс. у.д.е.), рентабельность активов компании А составляет:

Этот показатель характеризует эффективность инвестиционной политики компании А с точки зрения ее обыкновенных акционеров, поскольку показывает норму отдачи средств, вложенных в активы компании.

Рентабельность собственного капитала (rate of return on common equity, ROE) – отношение чистой прибыли обыкновенных акционеров к обыкновенному акционерному капиталу.

Этот показатель характеризует отдачу на сделанные акционерами инвестиции; позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.

Рентабельность собственного обыкновенного капитала определим по формуле:

ROE =

где

Еc (common equity) – собственный обыкновенный капитал,

Ес= Е- Ерr;

Е (equity) – собственный капитал

Ерr (preferred equity) – капитал, сформированный за счет выпуска привилегированных акций.

Пример. Чтобы определить рентабельность собственного обыкновенного капитала, необходимо вычислить его размер. Для этого из общей стоимости акционерного капитала вычитают размер капитала, сформированного за счет выпуска привилегированных акций. Если известно, что компания А выпустила в обращение 1 тыс. привилегированных акций с номиналом 100 у.д.е., то ее собственный акционерный капитал составит:

900 - 100 = 800 (тыс. у.д.е.)

тогда рентабельность обыкновенного капитала компании А равна:

Это означает, что отдача на вложенные владельцами обыкновенных акций компании А средства составляет 13,75 %.