4.2.4Показатели рентабельности
Показатели рентабельности – показатели обобщенной характеристики эффективности работы компании в целом, показывающие, насколько прибыльна деятельность компании.
Рентабельность реализованной продукции (profit margin on sales) – отношение чистой прибыли, доступной владельцам обыкновенных акций, к выручке от реализации.
По этому показателю узнают, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции.
Рентабельность реализованной продукции можно представить в виде:
RentSR= 100%,
где
Ninс (net common income) – чистая прибыль, доступная владельцам обыкновенного капитала;
SR (sales revenue) – выручка от реализации;
NInс = NIn − Divpr∙Qpr,
NIn (net income) – чистая прибыль;
Divpr (dividends to preferred stockholders) – дивиденды по привилегированным акциям;
Qpr (quantity of preferred stocks) – количество выпущенных привилегированных акций.
Пример. Из Отчета о прибылях и убытках компании А видно, что сумма, выплаченная в качестве дивидендов по привилегированным акциям, составляет 10 тыс. у.д.е., тогда чистая прибыль, доступная держателям обыкновенных акций, составляет:
120-10 = 110 (тыс. у.д.е.),
а рентабельность реализации равна:
Это означает, что эффективность производства и реализации компании А для ее обыкновенных акционеров составляет 3,7 %.
Коэффициент генерирования доходов (basic earning power) – отношение прибыли до выплаты процентов и налогов к активам компании; показывает, сколько прибыли принесла каждая денежная единица, вложенная в активы компании.
Используется для того, чтобы можно было сравнить показатель генерирования доходов данного предприятия с аналогичным показателем конкурирующих фирм, находящихся в других налоговых ситуациях.
Коэффициент генерирования доходов вычислим по формуле:
ВЕР =
где
EBIT (earnings before interests and taxes) – прибыль до вычета процентов и налогов;
A (assets) – активы.
Пример. Из Отчета о прибылях и убытках видно, что компания А заработала 266 тыс. у.д.е. до уплаты процентов и налогов. Следовательно, коэффициент генерирования доходов компании А равен:
Значит, отдача средств, вложенных в активы, составляет 13,3 % независимо от источников финансирования и налогообложения деятельности компании А, поскольку коэффициент генерирования доходов рассчитывается на основании заработанной прибыли, т. е. прибыли до начисления процентов и налогов.
Рентабельность активов (rate of return on total assets, ROA) – отношение чистой прибыли, доступной держателям обыкновенных акций, к среднегодовой стоимости активов.
Этот коэффициент показывает, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли независимо от источника привлечения этих средств. Наиболее важный индикатор конкурентоспособности предприятия по сравнению со среднеотраслевым значением.
Рентабельность активов представим в виде формулы:
ROA =
где
Ninс (net common income) – чистая прибыль, доступная обыкновенным акционерам;
A (assets) – активы.
Пример. Для расчета показателя рентабельности активов берутся данные из Баланса компании (активы компании А составляют 2000 тыс. у.д.е.), а также из Отчета о прибылях и убытках (чистая прибыль, доступная обыкновенным акционерам, равна ПО тыс. у.д.е.), рентабельность активов компании А составляет:
Этот показатель характеризует эффективность инвестиционной политики компании А с точки зрения ее обыкновенных акционеров, поскольку показывает норму отдачи средств, вложенных в активы компании.
Рентабельность собственного капитала (rate of return on common equity, ROE) – отношение чистой прибыли обыкновенных акционеров к обыкновенному акционерному капиталу.
Этот показатель характеризует отдачу на сделанные акционерами инвестиции; позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.
Рентабельность собственного обыкновенного капитала определим по формуле:
ROE =
где
Еc (common equity) – собственный обыкновенный капитал,
Ес= Е- Ерr;
Е (equity) – собственный капитал
Ерr (preferred equity) – капитал, сформированный за счет выпуска привилегированных акций.
Пример. Чтобы определить рентабельность собственного обыкновенного капитала, необходимо вычислить его размер. Для этого из общей стоимости акционерного капитала вычитают размер капитала, сформированного за счет выпуска привилегированных акций. Если известно, что компания А выпустила в обращение 1 тыс. привилегированных акций с номиналом 100 у.д.е., то ее собственный акционерный капитал составит:
900 - 100 = 800 (тыс. у.д.е.)
тогда рентабельность обыкновенного капитала компании А равна:
Это означает, что отдача на вложенные владельцами обыкновенных акций компании А средства составляет 13,75 %.
- 9 Долгосрочное финансирование 190
- 10 Дивидендная политика фирмы 208
- 1Сущность финансового менеджмента
- 1.1Значение и развитие теории управления финансами компании
- 1.2Развитие финансового менеджмента в России
- 1.3Эволюция основополагающих теорий в практике современного финансового менеджмента
- 1.3.1Теория инвестиционного портфеля
- 1.3.2Теория структуры капитала
- 1.4Методологическая основа финансового менеджмента
- 2Содержание и цели управления финансами
- 2.1Финансовые цели предприятия
- 2.2Задача, функции и проблемы финансового менеджера
- 2.2.1Теории проблем информации на рынке
- 3Введение в международный стандарт финансовой отчетности
- 3.1Финансовая отчетность как информационная основа анализа финансового состояния предприятия
- 3.1.1Логика финансового управления компанией
- 3.1.2Финансовый учет, его отличия от бухгалтерского и управленческого учета
- 3.2Основные формы финансовой отчетности компании
- 4Анализ и оценка финансового состояния предприятия
- 4.1Сущность и методы финансового анализа компании
- 4.2Анализ и оценка финансового состояния предприятия на основе коэффициентов
- 4.2.1Показатели ликвидности компании
- 4.2.2Показатели управления активами
- 4.2.3Показатели управления источниками средств
- 4.2.4Показатели рентабельности
- 4.2.5Показатели рыночной активности
- 4.2.6Методика компании «Дюпон»
- 5Управление высоколиквидными активами предприятия
- 5.1Анализ движения денежных средств. Отчет о движении денежных средств
- 5.2Управление денежными потоками
- 5.3Управление высоколиквидными ценными бумагами
- 6Оборотными активами
- 6.1Управление дебиторской задолженностью. Кредитная политика фирмы
- 6.2Управление товарно-материальными запасами
- 6.3Общие принципы управления оборотными активами компании
- 7Краткосрочная финансовая политика компании
- 7.1Стратегии финансирования оборотных активов
- 7.2Источники и инструменты краткосрочного финансирования
- 8Стратегические долгосрочные инвестиционные решения
- 8.1Инвестиционное проектирование
- 8.1.1Планирование и классификация инвестиций
- 8.1.2Планирование капиталовложений
- 8.2Управление инвестиционными рисками
- 8.2.1Понятие и классификация инвестиционных рисков
- 8.2.2Модели оценки инвестиционных рисков
- 8.3Оценка эффективности инвестиционных проектов
- 8.3.1Выбор ставки дисконтирования
- 8.3.2Методы оценки инвестиционных проектов
- 9Долгосрочное финансирование
- 9.1Основные формы и источники финансирования долгосрочных вложений
- 9.2Стоимость капитала фирмы и его структура
- 9.2.1Модели определения стоимости собственного обыкновенного капитала
- 9.2.2Модель определения стоимости привилегированных акций.
- 9.2.3Модели определения стоимости заемного капитала.
- 9.3Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- 10Дивидендная политика фирмы
- 10.1Понятие и теории дивидендной политики компании
- 10.2Основные факторы дивидендной политики компании
- Список литературы