4.2.6Методика компании «Дюпон»
Анализ системы финансовых коэффициентов показывает, что они затрагивают интересы основных участников отношений, складывающихся с данной компанией, среди которых можно в отдельную группу выделить:
акционеров компании;
краткосрочных кредиторов;
долгосрочных кредиторов.
Можно представить следующие подсистемы коэффициентов, отражающих интересы каждой выделенной группы лиц:
А) акционеров:
1) прибыль на акцию (EPS) (берется из Отчета о прибылях и убытках);
2) коэффициент рыночной стоимости акций (Р/Е);
3) коэффициент выплат дивидендов;
4) рентабельность активов (ROA);
5) рентабельность собственного капитала (ROE);
Б) краткосрочных кредиторов:
1) коэффициент текущей ликвидности;
2) коэффициент быстрой ликвидности;
3) оборачиваемость товарно-материальных запасов;
4) оборачиваемость дебиторской задолженности;
В) долгосрочных кредиторов:
1) обеспеченность процентных платежей;
2) коэффициент капитализации;
3) показатель доли заемных средств в финансировании активов.
Полный анализ финансовой отчетности подразумевает и анализ коэффициентов, и вертикальный анализ, а также факторный анализ по схеме фирмы «Дюпон». Он демонстрирует зависимость показателя «рентабельность собственного капитала» (ROE) от трех основных факторов:
1) рентабельности реализованной продукции;
2) ресурсоотдачи;
3)структуры капитала.
Проведем факторный анализ по формуле «Дюпон»:
ROE = ROA •
где ROA (return of assets) – рентабельность активов;
- мультипликатор финансового рычага;
ROA =
где = RentSR рентабельность реализации;
= Kta – коэффициент ресурсоотдачи. А
Пример. Для компании А рентабельность собственного обыкновенного капитала составила 13,75 %, что было обусловлено рентабельностью активов, равной 5,5 % (т. е. инвестиционной политикой фирмы), а также участием собственного обыкновенного капитала в финансировании деятельности компании (мультипликатор финансового рычага равен 2,5). Можно сказать, что рентабельность активов увеличилась в 2,5 раза за счет использования обыкновенного капитала в качестве источника финансирования компании:
5,5 -2,5 = 13,75 (%).
В свою очередь, 5,5 % рентабельности активов было обеспечено рентабельностью реализации в 3,7%, которая увеличилась в 1,5 раза за счет отдачи от средств, вложенных в активы компании:
3,7- 1,5 = 5,5 (%).
По результатам анализа финансовый менеджер может принять решение об увеличении рентабельности реализации путем:
уменьшения расходов;
повышения цен на реализуемую продукцию;
превышения темпов роста объема реализации над темпами роста расходов;
использования более дешевых сырья и материалов;
автоматизации производства с целью повышения производительности труда;
сокращения условно-постоянных расходов на рекламу, НИОКР, управление и т. д.
Воздействие на второй фактор, повышение скорости оборота активов может быть обеспечено посредством увеличения объема реализации при сохранении активов на постоянном уровне или при уменьшении активов, для чего следует:
снизить материально-производственные запасы;
ускорить темпы оплаты дебиторской задолженности;
выявить и ликвидировать неиспользуемые основные средства;
использовать денежные средства, полученные в результате вышеперечисленных действий для погашения долга, выкупа своих акций или для вложения в другие более доходные виды деятельности.
Аналитики часто прибегают к формуле «Дюпон» для получения быстрой и приблизительной оценки финансового состояния фирмы. В идеале выводы, полученные из анализа по схеме «Дюпон», должны быть дополнены с помощью вертикального анализа отчетности и расчета необходимых аналитических коэффициентов.
Анализ финансового положения имеет небезграничные возможности, но, будучи использован осторожно и обдуманно, может создать надежную картину финансового состояния фирмы.
- 9 Долгосрочное финансирование 190
- 10 Дивидендная политика фирмы 208
- 1Сущность финансового менеджмента
- 1.1Значение и развитие теории управления финансами компании
- 1.2Развитие финансового менеджмента в России
- 1.3Эволюция основополагающих теорий в практике современного финансового менеджмента
- 1.3.1Теория инвестиционного портфеля
- 1.3.2Теория структуры капитала
- 1.4Методологическая основа финансового менеджмента
- 2Содержание и цели управления финансами
- 2.1Финансовые цели предприятия
- 2.2Задача, функции и проблемы финансового менеджера
- 2.2.1Теории проблем информации на рынке
- 3Введение в международный стандарт финансовой отчетности
- 3.1Финансовая отчетность как информационная основа анализа финансового состояния предприятия
- 3.1.1Логика финансового управления компанией
- 3.1.2Финансовый учет, его отличия от бухгалтерского и управленческого учета
- 3.2Основные формы финансовой отчетности компании
- 4Анализ и оценка финансового состояния предприятия
- 4.1Сущность и методы финансового анализа компании
- 4.2Анализ и оценка финансового состояния предприятия на основе коэффициентов
- 4.2.1Показатели ликвидности компании
- 4.2.2Показатели управления активами
- 4.2.3Показатели управления источниками средств
- 4.2.4Показатели рентабельности
- 4.2.5Показатели рыночной активности
- 4.2.6Методика компании «Дюпон»
- 5Управление высоколиквидными активами предприятия
- 5.1Анализ движения денежных средств. Отчет о движении денежных средств
- 5.2Управление денежными потоками
- 5.3Управление высоколиквидными ценными бумагами
- 6Оборотными активами
- 6.1Управление дебиторской задолженностью. Кредитная политика фирмы
- 6.2Управление товарно-материальными запасами
- 6.3Общие принципы управления оборотными активами компании
- 7Краткосрочная финансовая политика компании
- 7.1Стратегии финансирования оборотных активов
- 7.2Источники и инструменты краткосрочного финансирования
- 8Стратегические долгосрочные инвестиционные решения
- 8.1Инвестиционное проектирование
- 8.1.1Планирование и классификация инвестиций
- 8.1.2Планирование капиталовложений
- 8.2Управление инвестиционными рисками
- 8.2.1Понятие и классификация инвестиционных рисков
- 8.2.2Модели оценки инвестиционных рисков
- 8.3Оценка эффективности инвестиционных проектов
- 8.3.1Выбор ставки дисконтирования
- 8.3.2Методы оценки инвестиционных проектов
- 9Долгосрочное финансирование
- 9.1Основные формы и источники финансирования долгосрочных вложений
- 9.2Стоимость капитала фирмы и его структура
- 9.2.1Модели определения стоимости собственного обыкновенного капитала
- 9.2.2Модель определения стоимости привилегированных акций.
- 9.2.3Модели определения стоимости заемного капитала.
- 9.3Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- 10Дивидендная политика фирмы
- 10.1Понятие и теории дивидендной политики компании
- 10.2Основные факторы дивидендной политики компании
- Список литературы